6 октября в Государственной думе РФ состоялся круглый стол «Лизинг как инструмент модернизации экономики. Сдерживающие факторы и проблемы», организованный Подкомитетом ТПП РФ по лизингу и НП «Лизинговый Союз».

Открыл заседание круглого стола Анатолий Аксаков, член Комитета по финансовому рынку Государственной думы, президент Ассоциации региональных банков России. В своем приветственном слове Аксаков отметил, что, несмотря на быстрые темпы развития лизинга в России, для этого вида инвестиционной деятельности существуют определенные угрозы, и призвал участников к предложению конкретных мер, которые будут способствовать развитию лизинговой отрасли.

Председатель Подкомитета ТПП РФ по лизингу, генеральный директор компании «МСП Лизинг» Алексей Акиндинов в своем выступлении подчеркнул, что лизинг является важным инструментом модернизации российской экономики, особенно в так называемых депрессивных регионах, где представителям малого и среднего бизнеса кредиты недоступны. Акиндинов отметил, что лизинг — это не субститут банковского кредита, они существуют параллельно.

Финансовый директор компании «Сбербанк Лизинг» Алексей Киркоров в своем сообщении указал на сокращение рынка лизинга и большие потери бюджета как на негативные последствия отмены ускоренной амортизации. Киркоров подеркнул, что наш рынок лизинга к такой отмене пока не готов.

Проблеме отсутствия обеспечительных мер в отношении лизингового имущества в процессе арбитражного производства было посвящено выступление Ирины Резниковой, директора по правовым вопросам компании «Бизнес Альянс». На конкретных примерах были показаны дуализм и изменчивость судебной практики, а также пассивная позиция органов внутренних дел по противоправным действиям в отношении лизингового имущества.

Возможность изъятия лизингодателем техники у недобросовестного лизингополучателя может стать «весомым аргументом» в диалоге двух сторон, считает Альфия Когогина, генеральный директор компании «КамАЗ-Лизинг». В ее выступлении были обозначены трудности, сопровождающие процесс изъятия техники, и озвучены убытки, которые в связи с этим несет лизинговая компания. Также была отмечена сложность определения реальной остаточной стоимости предмета лизинга в силу невозможности оценить состояние техники по истечении срока лизинга и времени, которое потребуется на ее изъятие.

В ходе заседания также была затронута проблема, остро стоящая перед компаниями, занимающимися лизингом самолетов, а именно невозможность регистрации договора лизинга до регистрации самолета в Росавиации.

Обозначенные участниками проблемы отрасли и намеченные в ходе дискуссии пути решения этих проблем будут учтены при разработке проекта поправок в законодательство о лизинге.