Пока операторы электронных денег думают о получении лицензий, необходимых по новым регулятивным требованиям, на рынок с примерным годовым оборотом 140 млрд рублей готовятся выйти новые мощные игроки. Заняться созданием собственных аналогов «QIWI Кошелька», WebMoney, «Яндекс.Денег» или купить какую-либо действующую компанию планируют несколько крупнейших банков, пишет «Коммерсант».

О планах по выходу на рынок электронных денег изданию рассказали в нескольких крупнейших банках, таких как Сбербанк, Альфа-Банк, Росбанк, Промсвязьбанк. Сбербанк в настоящее время рассматривает официальное предложение о покупке бизнеса от «Яндекс.Денег», аналогичное предложение было разослано еще ряду крупных банков, рассказал источник, близкий к «Яндекс.Деньгам». Информацию о предложении «Яндекс.Денег» подтвердил источник в крупном банке. В компании «Яндекс.Деньги» сказали, что рассматривают в качестве одного из вариантов «привлечение стратегического партнера в капитал». В пресс-службе Сбербанка отказались от комментариев.

Интерес к выходу на рынок электронных денег не через покупку игрока, а через развитие собственной системы официально признают в Промсвязьбанке, Росбанке и Альфа-Банке, отказываясь более детально комментировать проекты, находящиеся на начальной стадии. «Юридически мы уже являемся эмитентом электронных денег в рамках проекта мобильной коммерции RURU (в настоящее время в этой системе нет возможности хранить средства), — говорит начальник управления развития каналов самообслуживания Альфа-Банка Владимир Урбанский. — У нас есть интерес к созданию полноценной системы электронных денег». «Мы задумываемся о том, чтобы вывести на рынок свой проект в сегменте электронных денег», — заявил также директор департамента по развитию платежных сервисов Связного Банка Сергей Теймуразян. По словам участников рынка, близок к запуску системы электронных денег банк «Русский Стандарт», в пресс-службе банка от комментариев отказались.

Электронные деньги позволяют проводить безналичные расчеты за заказанные в Интернете или по мобильной связи товары и услуги через электронные кошельки или счета. Оформить электронный кошелек проще, чем открыть банковский счет, к примеру, не требуется идентификации клиента. Основными игроками на рынке электронных денег являются «QIWI Кошелек», WebMoney, «Яндекс.Деньги» и компании, связанные с мобильной коммерцией (контролируют более 90% рынка). У лидеров рынка электронные деньги к оплате принимают около 2—4 тыс. интернет-магазинов. Основной статьей дохода операторов электронных денег являются комиссионные, уплачиваемые пользователями при трансакциях (около 0,8% от суммы платежа).

Рынок электронных платежей стремительно растет. В 2010 году объем пополнения электронных кошельков, по данным ассоциации «Электронные деньги», составил 70 млрд рублей, удвоившись по сравнению с 2009 годом. В текущем году, по оценкам председателя ассоциации Виктора Достова, рынок также вырастет вдвое. Однако до последнего времени банки работали на нем в партнерстве с операторами, не создавая собственных систем. «При отсутствии регулирования банки не спешили на рынок электронных денег из-за его непрозрачности, а значит, высоких репутационных рисков», — указывает директор департамента банковского аудита ФБК Алексей Терехов.

В конце сентября вступил в силу закон «О национальной платежной системе», устраняющий эти риски. «Теперь потенциал российского рынка электронных денег не может не интересовать банки», — отмечает директор Промсвязьбанка по развитию электронной коммерции Людмила Дерягина. Собственно комиссионные доходы от нового сервиса в масштабах бизнеса крупнейших банков будут выглядеть более чем скромно. Так, комиссионный доход от онлайн-платежей компании «Яндекс» (материнской структуры «Яндекс.Денег») за первую половину 2011 года составил около 173 млн рублей.