Брюссель готовит серьезные изменения правил игры для рейтинговых агентств. В частности, предполагается, что эмитенты ценных бумаг должны будут регулярно менять агентство, которое присваивает им кредитные оценки. Аналитики, однако, сомневаются в том, что у инициативы найдется много сторонников, пишет «РБК daily».

Европейские политики, уже не один месяц обвинявшие рейтинговые агентства в разжигании долгового кризиса, наконец, перешли от слов к делу. Как сообщила The Financial Times, Еврокомиссия разработала проект реформы работы рейтинговых агентств, в котором собраны воедино различные инициативы, долгое время обсуждавшиеся политиками и экономистами. При этом изменения затронут не только самую больную тему — суверенные рейтинги, но и оценки финансовых инструментов. По сути, пересмотру подвергнутся все основные принципы работы «большой тройки» в Европе.

Новые нормы предполагают в первую очередь ограничение длительности работы с эмитентами ценных бумаг. «Рейтинговые агентства не смогут работать с одним эмитентом более трех лет или более года, если за этот период они выставят более десяти рейтингов его долговых инструментов», — цитирует издание законопроект. Агентство сможет возобновить сотрудничество с эмитентом не ранее чем через четыре года.


Еще одно изменение коснется полномочий регулятора сектора — ESMA. Еврокомиссия предполагает наделить его дополнительными функциями. В том числе ESMA сможет запрещать агентствам выставлять рейтинги странам, получающим помощь из стабфонда ЕС. Таким образом, по замыслу авторов документа, регулятор будет предотвращать выставление рейтингов в неподходящий момент, чтобы не ухудшить и без того бедственное положение проблемных стран. При этом расчет рейтингов должен стать более прозрачным. По задумке еврокомиссара по внутренним рынкам Мишеля Барнье, оценки кредитоспособности стран должны публиковаться после закрытия европейских бирж, но не позднее чем за час до их открытия.

Когда измененные правила вступят в силу, пока неясно. По данным Financial Times Deutschland, Барнье намерен представить свои предложения по новому закону уже в ноябре. Если их одобрят Европарламент и законодательные власти 27 стран, то ограничения могут вступить в силу в конце 2012 года. Большой вопрос, однако, удастся ли Еврокомиссии убедить страны — члены ЕС в необходимости кардинального реформирования работы агентств. Экс-министр финансов Франции Кристин Лагард активно лоббировала идею запрета выставления рейтингов проблемным странам еще весной. А вот Великобритания может и отклонить документ. Специальный комитет верхней палаты парламента Великобритании еще летом признал агентства невиновными в разжигании кризиса и не одобрил инициативу Барнье по отмене рейтингов для стран, получающих финансовую помощь. Вместо этого британцы посоветовали изучить возможность создания независимого конкурента американским монополистам.

Новые правила вызовут серьезное недовольство «большой тройки». Временные рамки работы с эмитентами — постоянными клиентами могут лишить агентства значительной части доходов. «Ограничения публикаций суверенных рейтингов могут снизить прозрачность кредитных рисков и повысить неуверенность на рынках», — сказал «РБК daily» представитель S&P.

Аналитики согласны с тем, что работу рейтинговых агентств надо реформировать. Но главное все же — усиление конкуренции в этой сфере. По словам главного экономиста Barclays Торстена Полляйта, необходимо создать как можно больше частных рейтинговых агентств. «Чтобы облегчить их вхождение на рынок, нужно лишить «большую тройку» привилегий, заключающихся в том, что их кредитные оценки являются основой для законодательно предписанных оценок рисков», — сказал «РБК daily» эксперт.