Стремясь подстраховаться от возможного обострения кризисной ситуации, российские банки начали принимать меры против рисков неплатежей со стороны держателей кредитных карт. В некоторых банках начали снижать лимиты по картам клиентов, которые не просрочили ни одного платежа, но, как стало известно банку, например, потеряли работу. Информацию о положении заемщиков большинство банков берет из бюро кредитных историй, спрос на соответствующие сервисы которых за последние месяцы вырос почти вдвое, пишет «Коммерсант».

На форуме информационного портала www.banki.ru один из клиентов банка «Тинькофф Кредитные Системы», входящего в пятерку лидеров на рынке кредитных карт (по данным Frank research group на конец августа, занимает четвертое место с долей рынка 5,4%), сообщил, что банк неожиданно закрыл ему лимит по кредитной карте. Банк объяснил свои действия тем, что ему стало известно о потере заемщиком работы, после чего он стал для банка неблагонадежным клиентом. При этом, по словам клиента банка, несмотря на увольнение с работы, о котором он не уведомлял кредитную организацию, он продолжал обслуживать свои кредитные обязательства. В банке «Тинькофф Кредитные Системы» не стали комментировать данную ситуацию, сославшись на банковскую тайну, но подтвердили: «Банк вправе блокировать доступ к лимиту, если по его информации оценка кредитоспособности заемщика ухудшилась». Откуда банк получил данные об увольнении своего клиента с работы, в кредитной организации сообщить отказались, сославшись на коммерческую тайну.

Снижение лимитов по картам заемщиков, продолжающих аккуратно обслуживать кредиты, но проявивших признаки ухудшения платежеспособности,— превентивная мера, которой банки активно пользуются во время обострения кризиса. Так, в конце 2008-го — начале 2009 года к такой практике прибегали лидеры потребкредитования «Русский Стандарт», Хоум Кредит Банк, «Ренессанс Кредит», а также ряд универсальных банков.

По данным агентства Frank research group, по итогам августа объем задолженности граждан перед банками по кредитным картам составлял 350,2 млрд рублей при общем портфеле розничных кредитов по данным ЦБ — 4,8 трлн рублей. Топ-10 банков по объему задолженности по кредитным картам: «Русский Стандарт» (доля рынка 17,3%), Сбербанк (13,3%), ВТБ 24 (10,1%), «Тинькофф Кредитные Системы» (5,4%), ОТП Банк (5,36%), Ситибанк (4,1%), Хоум Кредит Банк (3,8%), Альфа-Банк (3,6%), Росбанк (3,2%), Кредит Европа Банк (2,2%).

В нынешней нестабильной финансовой ситуации банки решили вернуться к испробованному методу предотвращения неплатежей. При этом для оценки платежеспособности заемщиков банки, помимо собственных данных, используют данные бюро кредитных историй — так называемые триггеры, которые предусматривают информирование банка о возникновении у заемщика просрочки по кредитам в других банках, увеличении кредитной нагрузки (появлении новых кредитов), пролонгации или реструктуризации им своих кредитных обязательств. По словам гендиректора крупнейшего БКИ «Эквифакс кредит сервисиз» Олега Лагуткина, за последние несколько месяцев спрос на данный продукт со стороны банков вырос почти вдвое. «Сейчас к триггерам подключено примерно 4,5 млн (более 10%) банковских заемщиков, по которым регулярно осуществляется мониторинг текущей платежеспособности», — указывает Лагуткин.

В банках подтверждают, что активизировали мониторинг платежеспособности заемщиков и стараются минимизировать риски, в том числе и в упредительном порядке снижая лимиты по кредиткам. По словам директора департамента кредитования розничного и малого и среднего бизнеса Абсолют-Банка Елены Ковырзиной, данная опция эффективна с точки зрения предотвращения дефолтов по кредитам заемщика. «Если у заемщика возникают просроченные обязательства по другим кредитам, вероятность того, что лимит по карте будет использован для погашения просрочки и возникнет просроченная задолженность еще и по кредитной карте, весьма велика», — добавляет она. «Мы на регулярной основе оцениваем кредитоспособность существующих заемщиков, — указывает руководитель службы оценки кредитоспособности клиентов «Ренессанс кредита» Екатерина Резникова. — По результатам оценки кредитный лимит по карте может остаться прежним или измениться в ту или иную сторону». В ряде случаев банк уменьшает лимит заемщику при ухудшении качества обслуживания долга, говорит директор департамента розничных рисков Хоум Кредит Банка Евгения Иванова, добавляя, что на блокировку карты банк идет лишь при появлении просроченной задолженности.