Банк «Уралсиб» существенно уступил в первом полугодии конкурентам по объему полученной прибыли, пишет в понедельник газета «Коммерсант» со ссылкой на данные отчетности кредитной организации по МСФО. Чистая прибыль «Уралсиба» составила 236 млн рублей. Банку удалось выйти из убытков прошлого года (за первую половину 2010 года чистый убыток составил 2,9 млрд).

Полученный «Уралсибом» результат значительно скромнее, чем у других частных банков, сопоставимых с ним по масштабам бизнеса, говорится в материале. Так, по итогам первого полугодия Альфа-Банк получил чистую прибыль по МСФО в размере 275 млн долларов (по курсу на 1 июля — 7,66 млрд рублей), Промсвязьбанк — 1,2 млрд рублей, МДМ Банк — 1,06 млрд.

При этом прибыльность бизнеса «Уралсиба» остается на достаточно высоком уровне. По показателю чистой процентной маржи «Уралсиб» не уступает конкурентам — у «Уралсиба» она составила 5,3%, у Альфа-Банка — 5,3%, у МДМ Банка — 5,4%, у Промсвязьбанка — 4,3%, указывает аналитик Номос-Банка Елена Федоткова.

Прибыль «Уралсиба» «съел» рост операционных расходов, считают эксперты. «Рост операционных расходов существенно опережал рост основных доходов. Чистые процентные доходы банка увеличились на 4%, чистые комиссионные — на 11%, а, например, расходы на персонал — на 37,4%,— говорит заместитель руководителя аналитического департамента компании «Совлинк» Ольга Беленькая.— В результате банк показал очень высокое соотношение расходов к доходам — 81,9%». «Нормальный уровень — около 50%»,— поясняет аналитик рейтингового агентства Fitch Владимир Маркелов.

В «Уралсибе» высокое соотношение расходов к доходам назвали «традиционным», объяснив его расходами на большую сеть (по данным ЦБ, 463 точки). «При этом в первом полугодии мы впервые с начала кризиса подняли зарплаты сотрудникам до рыночного уровня. Кроме того, мы увеличили персонал на 7%, что тоже сказалось на расходах»,— говорит финансовый директор банка «Уралсиб» Юрий Петухов.

Расходы «Уралсиба» на сеть, скорее всего, не повышают ее рентабельности, так как банк полностью не использует ее возможности для развития розничного бизнеса, считает Маркелов. Хотя кредитный портфель банка рос быстрее рынка (на 11,1% и на 8,47% соответственно), этот рост был обеспечен корпоративным кредитованием (+14,7%) при фактической стагнации розничного (+2,7%), отмечает Ольга Беленькая. При этом корпоративное кредитование из-за высокой конкуренции в этом сегменте — существенно менее доходный бизнес, указывает Маркелов. «В результате процентная маржа «Уралсиба» снижается,— говорит стратег ФГ БКС Максим Шеин.— За полугодие снижение составило 0,3 процентного пункта».

По словам Петухова, банк сознательно не наращивал высокими темпами розничное кредитование, потому что приоритетным было перестроить кредитные процедуры с учетом кризиса. «У нас сейчас уровень проблем в рознице меньше, чем у наших конкурентов, и мы хотим этот уровень сохранить, для чего делали значительные инвестиции в управление рисками»,— указывает он. В отчетности по МСФО «Уралсиб» не раскрывает данные о качестве кредитного портфеля.