Повторное снижение рейтинга США во второй раз в 2011 году после соответствующего рейтингового действия со стороны агентства Standard & Poor’s в августе представляется маловероятным, однако риски реализации такого варианта развития событий в 2012 и 2013 годах растут, полагают аналитики Bank of America Merrill Lynch.

В августе президент США Барак Обама предложил на обсуждение конгресса программу снижения бюджетного дефицита на 3,6 трлн долларов за 10 лет, которая включает в себя как поддерживаемые республиканцами меры по урезанию госрасходов, так и повышение налогов, в пользу которого выступают демократы.

Детали плана поэтапного сокращения дефицита и объема госдолга должна до 23 ноября разработать специально созданная двухпартийная комиссия конгресса, которой поручено детально проработать программу сокращения дефицита объемом не менее 1,2 трлн.

Ее предложения, согласно августовским договоренностям, должны быть одобрены конгрессом до 23 декабря, при этом никаких изменений в предложения комиссии парламентарии внести не смогут, документ должен быть принят или отвергнут именно в том виде, в каком он поступил на обсуждение.

Если этого не произойдет, в силу вступят автоматические поправки к бюджету на следующий, 2013 финансовый год, предусматривающие сокращение расходов на 1,2 трлн долларов (так называемое секвестирование), половина которых — это сокращения за счет расходов на оборону, а вторая половина — за счет прочих расходов. Такой вариант является неприемлемым для обеих партий, и эта перспектива, как ожидается, подтолкнет политиков к достижению конструктивного соглашения.

В том случае если комиссия разработает приемлемый для конгресса проект сокращения расходов, до 15 января 2012 года парламент должен принять поправки в законодательство, обеспечивающие исполнение договоренностей. При этом, если комиссии удастся согласовать взаимоприемлемые сокращения дефицита, например только на 500 млрд долларов, то сокращения на оставшиеся 700 млрд будут произведены так, как если бы комиссия вообще не достигла консенсуса.

Теперь, когда время для достижения окончательного компромисса почти истекло, риск того, что приемлемого для обеих партий решения так и не будет найдено, растет, полагают аналитики BofA Merrill Lynch.

Инвесторы все больше опасаются того, что если программа комиссии будет предусматривать сокращение дефицита на минимально допустимые 1,2 трлн долларов, рейтинговые агентства могут понизить рейтинг США на одну ступень. Однако аналитики BofA Merrill Lynch считают, что это вряд ли произойдет. По их мнению, базовые сценарии развития событий агентств предусматривают соглашения относительно сокращений лишь на 1,2 трлн, при этом им безразлично, будут ли при этом урезаны расходы на оборону или нет. Кроме того, крайне незначительной, с точки зрения агентств, выглядит разница между сокращением дефицита на 1,2 трлн долларов или, скажем, на 1,5 трлн, если речь идет о десятилетнем периоде.