Россияне в отличие от потребителей в остальном мире в III квартале верили, что в будущем смогут зарабатывать и тратить больше, не откладывали деньги и покупали товары длительного пользования, пишет в четверг газета «Ведомости» со ссылкой на данные индекса потребительского доверия Nielsen. В России в III квартале 2011 года он увеличился на 7 пунктов по сравнению со II кварталом до 89 пунктов, в то время как глобальный индекс снизился на один пункт до 88. Nielsen опрашивает почти 28 000 респондентов в 56 странах мира, в этот раз исследование проводилось с 30 августа по 16 сентября.

По информации Nielsen, большинство респондентов в мире (64%) считают, что сейчас не лучшее время для трат, а каждый пятый европеец и каждый третий американец сообщают, что у них нет свободных денег.

«По всей зоне евро процветает долговой кризис и крайне высокая нестабильность финансовых рынков, что снижает уровень доверия потребителей, особенно в Португалии (индекс составил 40 пунктов), Ирландии (64), Греции (51) и Испании (56)», — отметил главный экономист The Cambridge Group Венкатеш Бала (его слова приведены в сообщении Nielsen).

Россияне наперекор мировому тренду в III квартале стали смотреть в будущее оптимистичнее, чем во втором: 50% респондентов оценили состояние собственных финансов на ближайшие 12 месяцев как «отличные и очень хорошие» (40% во II квартале), 39% сказали, что сейчас хорошее время для покупок (28% за три месяца до этого). «С 2008 года российские потребители сдерживали свои траты, однако в III квартале 2011 года они предпочли стратегию «здесь и сейчас», — объяснил региональный директор Nielsen в России и Северо-Восточной Европе Пол Уокер.

За III квартал в России было продано в общей сложности 684 936 автомобилей, в июле рост продаж составил 27% год к году, в августе — 32%, в сентябре — 26%, напоминает вице-президент Ассоциации российских автодилеров Олег Мосеев. Но он объясняет это не высокими ожиданиями покупателей, а отложенным спросом — в первом полугодии у автодилеров был дефицит машин. Настроение потребителей, по его наблюдениям, ухудшается. «Это видно по сокращению числа звонков и визитов в автосалоны в столице и регионах», — говорит Мосеев.

Опрос проходил в период, предшествовавший девальвации рубля, объясняют в Nielsen. Исследователи ожидают, что в IV квартале индекс потребительского доверия россиян может быть ниже. Наиболее уязвимыми сегментами потребительского рынка в условиях кризиса могут стать рынки одежды и обуви, общественного питания и туризма. При уменьшении бюджета на 10% респонденты исследования сказали, что в первую очередь сократят необязательные расходы, особенно в области «одежды и обуви» (-21%) и «посещений ресторанов» (-18%). Потребители также указали на сокращение расходов на «электронику и бытовую технику».