Недовольство комиссионными и социальный протест сподвигли многих американцев на закрытие счетов в крупных банках. Как поясняют «Ведомости», в основе «дня банковского перевода», прошедшего в минувшую субботу в США, изначально была инициатива хозяйки лос-анджелесской арт-галереи Кристен Кристиан. После того как Bank of America сообщил о планах брать с владельцев дебетовых карт 5 долларов ежемесячно, Кристиан начала кампанию на Facebook — она призывает переводить деньги в кредитные союзы. «Я начала (эту кампанию), потому что чувствую то же, что и многие из вас, — отмечает Кристиан. — Я устала от повышения комиссионных, от того, что не могу воспользоваться деньгами, когда они мне нужны». Тема, открытая Кристиан, привлекла внимание почти 60 тыс. человек. Ее подхватили региональные банки и кредитные союзы, начавшие через Twitter рекламировать себя как альтернативу крупным банкам.

В итоге BofA отказался от своей идеи, объяснив решение «реакцией клиентов и изменившимся рынком». Wells Fargo также отказался от пилотной программы в пяти штатах, где банк начал брать 3 доллара в месяц за обслуживание дебетовых карт. JPMorgan Chase и Citigroup решили такую комиссию не вводить.

За октябрь в кредитных союзах открыли счета 650 тыс. американцев по сравнению с 600 тыс. новых клиентов за весь 2010 год (данные Национальной ассоциации кредитных союзов). За последний месяц новые сберегательные счета кредитных союзов пополнились на 4,5 млрд долларов.

Банкиров подобный отток клиентов беспокоит не сильно — они не приносят прибыли банкам, поскольку деньги на счетах небольшие. Обслуживание одного текущего счета обходится крупному банку в 350—450 долларов ежегодно по сравнению со 175—250 долларами для меньших банков (оценка Moebs Services). В конце июня на счетах кредитных союзов было 8% застрахованных в США депозитов по сравнению с 70% в банках с активами от 10 млрд долларов. Но число клиентов у кредитных союзов внушительное — 91 млн, или почти треть населения США.

Банкиры в ответ жалуются, что кредитные союзы давно переросли тот статус, который им предписан, — кредитора, помогающего заемщикам, для которых остальные возможности закрыты, — и потому они должны платить налоги, как и коммерческие банки. «Федеральное и местные правительства сейчас страдают от низких доходов, так почему же некоторые из этих кредитных союзов должны получать субсидии?» — рассуждает гендиректор McFarland State Bank Дэвид Локк.

«В России потребители не столь агрессивно настроены против банков в основной массе, да и держателей дебетовых карт здесь гораздо меньше, чем вкладчиков и тех, кто имеет кредитные карты, — отмечает заместитель гендиректора Агентства по страхованию вкладов Андрей Мельников. — Правда, и обслуживание дебетовых карт у нас практически бесплатное». Поведение американцев он считает экзальтированным — стоимость перевода средств из банка в кредитный союз сопоставима с годовым обслуживанием по такой цене.

«Пока в России нет законов об электронной подписи, возможности дистанционно размещать средства и идентифицировать клиента, говорить о его силе смысла нет. Он все равно будет получать зарплату там, куда его направит работодатель, а перевести оттуда деньги порою нетривиальная задача», — комментирует создатель ТКС Банка Олег Тиньков.