Банк России намерен смягчить квалификационные требования к банковским специалистам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Об этом газете «Коммерсант» рассказали несколько участников рынка. Как поясняет издание, требования к таким сотрудникам определены указанием ЦБ от 9 августа 2004 года 1486-У. Согласно ему, одним из оснований для признания сотрудника не соответствующим квалификационным требованиям является наличие у него административного правонарушения. Именно от этого требования и намерен отказаться регулятор. В ЦБ подтвердили, что соответствующие поправки (оформленные в новом указании 2726-У) уже зарегистрированы Минюстом и в ближайшее время будут опубликованы в «Вестнике Банка России».

Ранее данное квалификационное требование не вызывало особых проблем, поскольку число банковских специалистов с административными правонарушениями в области финансов было невелико. Однако, напоминает газета, с начала этого года в силу вступили новые нормы закона «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем…» и КоАП, которые обязали ЦБ штрафовать банки и их сотрудников, ответственных за борьбу с отмыванием, за любые нарушения «антиотмывочного» законодательства. В результате только за первые полгода ЦБ было возбуждено 450 дел об административных правонарушениях по данным основаниям, из них 139 — в отношении сотрудников банков, ответственных за борьбу с отмыванием, остальные — в отношении кредитных организаций как юрлиц. Причем в самом ЦБ признавали, что большая часть данных правонарушений была технической, связанной с отсутствием у банков возможности соблюсти сроки подачи информации в Росфинмониторинг.

В результате над существенной частью опытных банковских специалистов по внутреннему контролю нависла угроза дисквалификации по формальным основаниям. «Проблема, действительно, существует, — отмечает руководитель службы внутреннего контроля Абсолют Банка Елена Букина. — И банки, и ЦБ заинтересованы в сохранении опытных специалистов в области финансового мониторинга, а их подготовка — дело небыстрое». Между тем банковские специалисты, не желая получать «запрет на профессию» сроком до года, начали увольняться. «Началась текучка кадров в подразделениях внутреннего контроля, причем не рядовых сотрудников, а лиц, заведующих крупными подразделениями. Ведь технические нарушения являются следствием несовершенства операционных процессов и происходят в банках любого размера — чем крупнее банк, тем больше у него операций и, соответственно, нарушений», — указывает начальник отдела по работе на финансовых рынках ФБ «Солид» Федор Тихонов.

Актуальность проблемы подтверждает и судебная практика. Банки, не желая терять квалифицированных специалистов, уже начали обжаловать постановления ЦБ о привлечении к административной ответственности при технических нарушениях «антиотмывочного» закона. Так, 25 октября Арбитражный суд Приморского края по одной из жалоб Примсоцбанка отменил постановление ЦБ о привлечении банка к административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения.

«На мой взгляд, простое внесение изменений в 1486-У не решит проблемы потери квалифицированных сотрудников в сфере противодействия отмыванию, хотя и несколько ослабит ее. Размер административных штрафных санкций, особенно в регионах, является критичным для данных сотрудников и будет вынуждать их искать смены сферы деятельности», — говорит заместитель начальника департамента финансового мониторинга и валютного контроля Нордеа Банка Анатолий Буренков. Размер штрафа за нарушение «антиотмывочного» законодательства — 10—50 тыс. рублей для сотрудников и 20—300 тыс. для банков. Выходом могло бы стать формальное разграничение технических и значимых нарушений, указывают эксперты. «Определение понятия технической ошибки позволит сохранить высокий уровень служб внутреннего контроля и строгое соблюдение законодательства по борьбе с отмыванием», — считает Букина.