На международной конференции «Банковские карты: эффективный бизнес» прозвучало, что «большая тройка» мобильных операторов планирует в конце этого года — начале следующего массовый завоз мобильных телефонов со встроенным NFC-функционалом. Это означает, что у нас в стране значительное число людей в скором времени станут обладателями телефонов, позволяющих осуществлять мгновенные бесконтактные платежи. То есть оплачивать товары и услуги не пластиковой картой, а мобильным телефоном, почти мгновенно, одним движением, во всех торговых точках, оборудованных бесконтактными считывающими устройствами. И рынок сейчас готовится к применению этих технологий на практике, пишет «Российская газета».

Причем готовимся не только мы. Сегодня бесконтактные платежи мобильными телефонами популярны в Японии, Южной Корее. Америка и Европа отстают. Правда, в этом году в США реализовался очень интересный проект. Крупнейшие мобильные операторы (AT&T, Verizon, T-Mobile), запустив платежную систему ISIS, заключили соглашения с Visa и MasterCard, и сейчас в США фактически принята национальная программа развития инфраструктуры приема платежей на основе технологии NFC. «Решение трех крупнейших в Америке беспроводных операторов о партнерстве в области мобильной коммерции с лидирующими компаниями, эмитирующими кредитные карты, может резко двинуть вперед встроенную в сотовые телефоны технологию платежей, увеличив общемировые годовые поставки устройств с поддержкой стандарта NFC до 550 млн к 2015 году», — считают аналитики. Европа также внедряет бесконтактную оплату мобильными телефонами. В 2008—2010 годах крупные проекты стартовали в Великобритании, Германии, Франции. К примеру, во Франции в проектах участвуют крупнейшие банки, мобильные операторы, Visa и MasterCard.

По словам Николая Журина, коммерческого директора компании «Технологии процессинга», за последние три-четыре года произошел взрывной рост проектов на основе технологии NFC в мире, в том числе потому, что они стимулируются Visa и MasterCard, у каждой из которых есть своя бесконтактная технология. У Visa — PayWave, у MasterCard — PayPass. Сейчас реализуются более 150 пилотных проектов в 42 странах.

При этом каждый месяц идут анонсы новых проектов. Подтягивается и инфраструктура приема. У PayWave 150 тыс. точек приема в Европе, США и Канаде, у PayPass 245 тыс. в 36 странах. Соответственно, можно ожидать рост числа пользователей мобильных NFC-платежей, и это прогнозируют многие исследования, обещая, что даже к концу 2011 года сервисом мобильных платежей будут пользоваться 104 млн человек по всему миру, а общий объем платежей с использованием мобильных телефонов превысит 37 млрд долларов.

Сфера применения бесконтактной технологии — это, как правило, микроплатежи, оплата товаров и услуг в магазинах, кафе и ресторанах быстрого питания, оплата общественного транспорта, товаров в газетных киосках, платных автодорог, оплата парковочных мест, бензина на автозаправках, доступ в помещения, получение информации. К примеру, в западных супермаркетах можно поднести телефон с NFC к ценнику, и на мобильном отражается вся информация об этом продукте.

Бесконтактные технологии, которые обеспечивают быстрые расчеты и рассчитаны на большие потоки людей в транспорте, в торговле, банках, в первую очередь внедряются там, где большая плотность населения. Поэтому у нас они появятся в городах-миллионниках, Москве и Петербурге, где люди к тому же привыкли за три года (максимум пять лет) менять мобильный телефон. Уже сейчас, по оценкам экспертов, в Москве «ходит» от 5 до 7 тыс. телефонов с NFC. «По нашей оценке, в ближайшие полтора — два года произойдет замена телефонов в городах-миллионниках на телефоны с NFC усилиями тройки мобильных операторов», — считает Николай Журин.

В России в 2008 году с использованием технологии PayWave (Visa) был апробирован проход в метро телефоном с NFC. Тогда этот проект приостановили. Сейчас, по словам Оксаны Смирновой-Крелль, руководителя блока IT Банка Москвы, идут переговоры об участии в проекте (кроме МТС) двух других сотовых операторов, и, возможно, он скоро все-таки будет реализован. Еще один проект — аэроэкспресс в Шереметьево. Уже сейчас можно купить на мобильный телефон с NFC электронный билет и пройти с ним через турникет аэроэкспресса, для чего надо просто поднести мобильный к определенной метке.

В Петербурге банком «Таврический» запускается проект в сети магазинов шаговой доступности «Морковь», где можно будет оплачивать покупки телефоном с NFC. В ретейле, по мнению Николая Журина, у этой технологии большое будущее. «NFC-технологии открывают широчайшие возможности для систем лояльности. NFC-чип на мобильном телефоне можно использовать для хранения бонусных баллов, купонов на скидку, идентификации покупателя при входе в магазин и отправки ему сообщений о персональных скидках. При этом в мобильном может храниться множество дисконтных карт, и в момент расчета эти скидки и бонусы будут автоматически учитываться, а очередные бонусные баллы начисляться, достаточно лишь поднести телефон к считывателю», — объясняют эксперты.