Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) разрабатывает правовые нормы, регулирующие предложение финансовых услуг розничным клиентам — неквалифицированным инвесторам (владеющим финансовыми инструментами на общую сумму менее 3 млн рублей), пишет во вторник газета «Известия». Речь идет о тех, кто хочет быстро заработать, не разбираясь в тонкостях фондового рынка, и не осознавая, в какой степени и чем рискует, поясняет издание.

Как сообщил источник, близкий к проекту, служба предлагает внести соответствующие изменения и дополнения в законы «О рынке ценных бумаг» и «О рекламе», о чем уже письменно оповестила правительство. Согласно поправкам, финансовые услуги смогут рекламировать только профессиональные участники рынка, притом призывы «поиграть» ни в коем случае не должны быть нацелены на «чайников». Эта инициатива, по информации газеты, поддержана Центробанком (ЦБ).

«Данные вопросы находятся в сфере нашего внимания, сейчас мы изучаем механизмы торговли на рынке Forex, — официально сообщили изданию в ФСФР. — Также нами был направлен в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) проект, вносящий изменения в закон «О рекламе» в части продвижения производных финансовых инструментов».

Представители ФАС рассказали «Известиям», что в целом поддерживают данную инициативу, которую ведомства начали активно обсуждать еще в январе этого года. Возглавлявший в то время ФСФР Владимир Миловидов заявлял, что хочет запретить рекламу всех финансовых институтов, не имеющих лицензии.

«Считаю, что очень большой проблемой является Forex, — говорит председатель Союза потребителей финансовых услуг (Финпотребсоюз) Игорь Костиков, — потому что наряду с добросовестными операторами на этом рынке есть огромное количество недобросовестных. Мы сталкиваемся с тем, что лицензированные операторы тоже ведут себя неподобающим образом».

Более того, ФСФР намерена определить рамки, за которые биржевые брокеры не смогут выходить при совершении маржинальных и срочных сделок. «Маржинальная торговля — это торговля с кредитным плечом. То есть это кредитный риск, который предоставляется оператором, не имеющим кредитной лицензии, — считает Костиков. — До сих пор к нам идут жалобы клиентов, которых завлекали через кредитное плечо и в итоге просто разоряли. Таких людей — тысячи». Костиков уверен, что маржинальные сделки не должны быть доступны для неквалифицированного инвестора, соответственно, о рекламе таких услуг не может быть и речи.

В ФСФР также активно борются с пирамидами типа МММ, среди прочего пытаясь преградить путь их рекламе. Правда, главного пирамидостроителя страны Сергея Мавроди, являющегося ныне идеологом интернет-проекта МММ-2011, планы ведомства не пугают. Отказываться от плакатов и баннеров, продвигающих в народ его новое детище, Мавроди не намерен. «Какое к нам отношение имеют финансовые услуги? Кто их кому оказывает? Может, еще и деньги за это берутся? — заявил он изданию. — А вообще, у нас нет предпринимательской деятельности. Следовательно, к нам закон по рекламе не относится». По словам Игоря Костикова, в Финпотребсоюзе рассматриваются две жалобы, касающиеся рекламы МММ-2011.