Рынок кредитования малого бизнеса находится в стадии формирования, и конкуренция этом сегменте между федеральными и региональными банками обостряется с каждым годом. Об этом сообщает пресс-служба компании BusinessVision. Некоторые небольшие региональные банки уже сегодня видят свою нишу именно в сегменте кредитования малого бизнеса. По данным Ассоциации российских банков, во многих региональных банках кредиты малым предприятиям составляют от 40 до 90% кредитного портфеля.

В 2006 году четверть всех кредитов, выданных малым предприятиям, приходилась на Москву, 17,4% и 16,1% — соответственно на Сибирский и Приволжский и федеральные округа.

Сбербанк находится на первом месте по объёму выданных кредитов малому и среднем бизнесу — за 2006 год 33,4 млрд. долларов, на втором месте — банк Возрождение (2,8 млрд. долларов), а третье место занимает банк Уралсиб с 1,9 млрд. долларов.

Исследование предложения услуг кредитования для малого бизнеса и частных предпринимателей, проведенное компанией BusinessVision среди 100 крупнейших федеральных и региональных банков России, показало, что 85% исследуемых банков кредитуют малый бизнес. По результатам исследования, проведенного в 2006 году, лишь 78% банков занимались кредитованием малого бизнеса.

Кроме того, BusinessVision сообщает, что в России на 10 тыс. жителей приходится 71 малое предприятие, а общая численность субъектов малого бизнеса в 2006 году превысила 1 млн. На начало 2005 года их насчитывалось 953,1 тыс., а по данным на 1 января 2007 года составило уже 1032,8 тыс. шт. Доля производства продукции и услуг малыми предприятиями составляет около 12% суммарных объемов ВВП. В 2006 году оборот предприятий малого бизнеса вырос по сравнению с 2005 годом на 15,0% и достиг 12 099, 2 млрд. руб. Наиболее значительное увеличение оборота малых предприятий произошло в Сибирском и Северо-Западном федеральных округах.

Основную роль в формировании финансовой инфраструктуры для малого бизнеса играют финансовые институты — банки, лизинговые и страховые компании. Именно они осуществляют основную массу кредитования и инвестирования в малый бизнес, несут основные риски и оказывают основные сопровождающие финансовые и информационные услуги малым предприятиям.

Объем рынка кредитования малого бизнеса увеличился в 2006 году более чем на 90% и составил около $10 млрд. По оценкам МЭРТ, потребность малых предприятий в кредитных ресурсах оценивается в $25—30 млрд. Доля кредитов малым предприятиям недостаточна для экономики страны, так как составляет лишь 2% от ВВП, что очень мало для экономики страны. Экономика некоторых российских городов на 50—70% формируется за счет малого бизнеса, и каждое второе малое предприятие нуждается в кредитных средствах.