Обвал фондового рынка в 2008 году вынудил российских брокеров и управляющих искать способы предложить клиентам, лишившимся в кризис значительной части вложений и не желающим больше рисковать активами, варианты низкорискованных инвестиций, позволяющих зарабатывать больше, чем в банках. Как пишут «Ведомости», инвесткомпании нашли выход в создании собственных структурных продуктов с защитой капитала (структурных нот) для состоятельных клиентов и в возвращении ранее использовавшихся индексируемых депозитов.

Оба продукта (ноты и индексируемые депозиты) позволяют в худшем случае сохранить — полностью или почти полностью — вложенные деньги, а в лучшем — получить намного больший доход, чем по банковским вкладам, отмечает издание. Условие выплаты этого дохода — определенное, заранее оговоренное изменение стоимости базового актива, например рост или снижение цен на нефть более чем на 20% за установленный срок. Сроки колеблются от нескольких месяцев до нескольких лет.

В качестве базовых активов помимо нефти российские «инвестиционные кулинары» сейчас используют золото, фондовые индексы, отдельные акции или продовольственные товары, а также корзины из них и многое другое.

Величина дохода обычно равна части от изменения стоимости базового актива и теоретически не ограничена. Например, «КИТ Финанс» обещает выплатить по депозиту «Шоколадная корзина» 35% от годового прироста стоимости набора из сахара, молока и какао. Если же эта корзина подешевеет, ставка депозита составит 0,1% годовых.

Чтобы обеспечить сохранность вложений клиента, основную часть его средств (около 90%) вкладывают в депозиты или облигации с нужным сроком погашения. Остальные деньги направляются на покупку опционов на базовые активы, которые позволяют при удачном стечении обстоятельств получать прибыль, многократно превышающую потраченную на их покупку сумму. Доход сверх того, что был обещан инвестору, по договору остается компании, выпустившей ноты.

Также становится все больше структурных продуктов «российской сборки» и их эмитентов. В этом году такие продукты были предложены клиентам БД «Открытие», «Финама». Инвестировать в них можно не менее 1 млн рублей. Руссобанк весной ввел «Индексируемый депозит — рост золота» на три и шесть месяцев с минимальной суммой 130 тыс. рублей. «Тройка Диалог», по словам директора отдела структурных продуктов Павла Бережного, также работает над собственными структурными продуктами.

Число нот, выпущенных «Альфа-Капиталом», уже перевалило за 30. У БКС, «Норд-Капитала» десятки модификаций продукта. В линейке «КИТ Финанса» сейчас 16 индексируемых депозитов: на рост и падение нефти, золота, сельхозтовары, индекс РТС и др.

«Все структурные продукты сейчас создают под конкретную ситуацию на рынке, а иногда и под конкретного клиента и периодически обновляют. Поэтому каждый инвестор выбирает продукт, который наиболее соответствует его представлению о дальнейшем движении рынка», — поясняет аналитик «Норд-Капитала» Анна Афанасьева.

Сегодня самыми перспективными продуктами она называет те, в основе которых — ставка на падение мирового фондового рынка и на рост золота. А «Финам» предлагает клиентам поставить на рост акций Сбербанка, индекса РТС, фьючерсов на золото и нефть марки Brent до 14—15 марта 2012 года.

Покупая структурный продукт, нужно помнить о рисках, подчеркивают «Ведомости». «Важно четко понимать, что именно покупает инвестор в виде ноты», — предупреждает руководитель бизнеса доверительного управления группы Газпромбанка Анатолий Милюков. Для оценки соотношения риск/доходность он советует искать на рынке торгуемые инструменты, из которых состоит нота.

Другой тонкий момент, на который указывают эксперты, — насколько инвестор доверяет эмитенту продукта. Во многих случаях российские структурные продукты оформляются договором доверительного управления, в рамках которого управляющий должен купить на имя клиента нужные составляющие для выбранного продукта.

Судя по всему, эти риски не особо пугают российских инвесторов. «С июля 2010 года наша книга проданных структурных продуктов выросла примерно в три раза», — радуется начальник управления разработки новых структурных продуктов ФГ «БКС» Денис Аношин. По его словам, хорошо продаются продукты, предусматривающие защиту 100% или 95% инвестированных сумм. За последние полгода примерно 20% новых клиентов УК «Финам Менеджмент» воспользовались ее продуктами с защитой капитала. А в «Альфа-Капитале» структурные продукты покупают 70—80% состоятельных клиентов (активы — от 0,5 млн долларов), и на долю проданных им структурных продуктов приходится около 40% всех привлеченных компанией средств, рассказал руководитель департамента развития продуктов компании Вадим Погосьян.