Агентство по страхованию вкладов в четверг сообщило о признании рекламы кредитного потребительского кооператива «Центр вложений и кредитования «Семейный капитал» недостоверной и вводящей потребителей в заблуждение. Соответствующий вердикт по заявлению АСВ вынесла Федеральная антимонопольная служба России. Как поясняет «Коммерсант», внимание агентства привлекла реклама этого кооператива, в которой сообщалось о приеме «вкладов населения». При этом указывалось, что данные вклады застрахованы. Кооперативу уже выдано предписание об устранении нарушений, в частности об исключении из рекламы слова «вклад» и словосочетания «вклады застрахованы»; в дальнейшем в отношении «Семейного капитала» будет возбуждено административное дело, по результатам рассмотрения его руководству грозит штраф в размере от 4 тыс. до 20 тыс. рублей.

Согласно закону «О кредитной кооперации», средства, привлекаемые кредитными кооперативами от физических лиц, должны называться сбережениями, указывает президент Национального партнерства участников микрофинансового рынка Михаил Мамута. При этом такие сбережения могут быть застрахованы в специальных обществах взаимного страхования (на что должно быть указание в рекламе), но никак не в АСВ.

Хотя рынок кредитных кооперативов составляет, по данным НАУМИР на 1 октября, уже 16 млрд рублей и на нем работают около 3 тыс. участников, до сих пор ревизионной активности на нем АСВ не проявляло. «Были случаи, когда участники этого рынка называли средства, привлекаемые от физических лиц, вкладами, хотя по закону привлекать вклады могут только банки, но с прямыми указаниями на страхование вкладов со стороны кредитных кооперативов мы сталкиваемся впервые», — сообщил «Коммерсанту» заместитель гендиректора АСВ Андрей Мельников.

Аналогии с банками кредитные кооперативы практикуют достаточно давно (например, с помощью использования в своих названиях популярных банковских брендов и их символики), указывают и в ФАС. «Кооперативы ожидают, что это поможет им выглядеть надежнее в глазах физических лиц», — поясняет начальник управления контроля финансовых рынков ФАС Ольга Сергеева. По ее словам, случаи отсылок к несуществующим госгарантиям по средствам, привлеченным в такие организации, периодически рассматриваются службой.

АСВ приняло решение пристальнее следить за рекламой продуктов кредитных кооперативов для оперативного реагирования на нарушения и уже дало соответствующее поручение своим региональным представительствам, рассказал Мельников. Бороться с подобными нарушениями на рынке кредитной кооперации агентство намерено вместе с ФАС. Правда, с учетом большого числа кооперативов процесс этот быстрым не будет, наличие же такого рода ситуаций сопряжено с рисками снижения доверия к системе страхования вкладов, считают эксперты.