По данным SEC, за последние пять лет более сотни аналитиков рейтинговых агентств стали сотрудниками тех фирм, которым они же выставляли рейтинги. Критики агентств считают, что подобная практика приводит к конфликтам интересов компаний, пишет «РБК daily».

Как сообщила The Wall Street Journal со ссылкой на SEC, с января 2006 года ушли к клиентам 136 сотрудников рейтинговых агентств. В том числе Moody‘s покинули 82 аналитика, Fitch — 24, Standard & Poor’s — 23. При этом семь экспертов перешли на работу в Credit Suisse, еще столько же — в Deutsche Bank. Эти банки оказались лидерами по числу принятых в штат специалистов по рейтингам.

«Меня не удивляет, что аналитики переходят работать в банки. Там они выполняют те же задания, но платят за них намного лучше», — сказал «РБК daily» аналитик EIU Стивен Лесли. Впрочем, он сомневается, что компании стали бы охотно брать на работу специалистов, замешанных в коррупции во время работы в агентствах.

Подобная текучка кадров тем не менее добавляет еще один аргумент в копилку критиков рейтинговых агентств, обвиняющих «большую тройку» в разжигании глобального кризиса. Скептики утверждают, что аналитики заранее обеспечивают более высокие рейтинги тем клиентским компаниям, куда они планируют перейти. Впрочем, пока что доказательств этому не обнаружено. Рейтинговые агентства, в свою очередь, заявляют, что тщательно контролируют возможность возникновения конфликта интересов. Кроме того, по их словам, решения о рейтингах принимают не отдельные эксперты, а специальные комитеты.

Могущество рейтинговых агентств и их аналитиков вызывает все растущее недовольство как в Европе, так и в США. Еврокомиссия уже не первый раз грозится провести реформу работы агентств, в том числе ограничить срок их сотрудничества с одной и той же фирмой.

Американские власти также стремятся усилить контроль за деятельностью «большой тройки». Принятый в прошлом году закон Додда-Фрэнка впервые обязал агентства раскрывать информацию о переходе их сотрудников на работу к клиентам. Как и следовало ожидать, сотрудники агентств оправдывают свое недовольство тем, что внимание регуляторов оказалось приковано к ним, а не к руководителям комитетов, занимающихся выставлением рейтингов.

Сейчас SEC активно готовит обширную реформу работы агентств. Новые правила включают в себя тренинги и тестирования их сотрудников, укрепление «заслонов» между отделами маркетинга и продаж и экспертами по рейтингам, а также пересмотр рейтингов, сделанных специалистами, перешедшими к клиентам.

По словам Лесли, главной проблемой, однако, является сама бизнес-модель, а именно — то, что рейтинги оплачиваются из кармана компаний — эмитентов бумаг, а не инвесторов. Из-за этого некоторые рейтинги структурированных продуктов (например, ипотечных бондов) являются, мягко говоря, спорными.