Присоединение Транскредитбанка к ВТБ должно завершиться через три года и может стать хорошим примером, как с помощью покупки большой банк увеличил свою рыночную долю и решил часть внутренних проблем. Для этого ВТБ придется не просто удержать ключевых клиентов банка, но и сохранить его команду топ-менеджеров, от которых и зависит, покажет ли Транскредитбанк ожидаемый от него рост бизнеса в ближайшие годы, пишет «РБК daily».

Говорят, что идея купить опорный банк железнодорожников появилась у главы ВТБ Андрея Костина несколько лет назад. В середине 2007 года, когда его пригласили в совет директоров РЖД, Транскредитбанк уже интересовался возможностью привлечь внешних инвесторов для участия в своем капитале. На эту роль, например, рассматривался ЕБРР, но иностранцы уклонились от предложения.
Тогда поступило предложение продать Транскредитбанк на аукционе. Собеседники «РБК daily» рассказывают, что автором идеи выступила глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. Но поддержать ее предложение в РЖД не решились, поскольку тогда бы пришлось давать гарантии потенциальному покупателю, что госкорпорация останется клиентом банка.

Шло время, и проблема внешнего инвестора для Транскредитбанка становилась все более острой: чтобы сохранить рост бизнеса, банку требовалось поддерживать норматив Н1 («Достаточность капитала»). В феврале 2008 года достаточность капитала Транскредитбанка снизилась до уровня 10,61% (при минимальном нормативе ЦБ в 10%). Проблему решили закрыть пенсионными деньгами. В июне 2008 года один из крупнейших фондов — НПФ «Благосостояние» — выкупил допэмиссию банка по 8 рублей за акцию, получив 20% акций Транскредитбанка.

По словам одного из банкиров, участвовавших в той сделке, фонду «Благосостояние» были готовы доверить и более значительную часть пакета акций Транскредитбанка, что могло снять проблему с капиталом. «Но РЖД испугались утратить контроль за финансовыми потоками, поскольку сама структура НПФ несет определенные риски для собственника, — говорит собеседник «РБК daily». — Таким образом, у ЦБ могли бы появиться вопросы к банку».

НПФ «Благосостояние» поддержал банк, не только выкупив часть пакета акций, но и разместив в банке субординированные займы (по российскому законодательству такие депозиты могут учитываться при расчете величины собственного капитала банка). Банк получил в виде длинных депозитов порядка 13 млрд рублей пенсионных денег.

Переговоры между акционерами Транскредитбанка и ВТБ начались в середине 2010 года, но только этим летом руководители обоих банков стали открыто комментировать предстоящее объединение. В ВТБ не скрывали, что помимо обслуживания финансовых потоков основного клиента Транскредитбанка — РЖД — главным образом рассчитывали увеличить свою долю в сегменте корпоративного кредитования за счет компаний средней капитализации. «Примерно половина портфеля Транскредитбанка сформирована заемщиками с выручкой менее 10 млрд рублей, — говорит член правления ВТБ Екатерина Петелина. — Это очень важные для нас клиенты, поскольку, к сожалению, сегодня у нас доля рынка в этом сегменте значительно ниже, чем в сегменте крупных компаний».

По ее словам, чтобы удержать этих клиентов, ВТБ готов дать им более широкую продуктовую линейку и предложить выгодные условия, например в части cash-management, кредитных продуктов, инвестиционно-банковских услуг.

В ВТБ уже предприняли усилия, чтобы удержать клиентов присоединяемого Транскредитбанка. Например, в ВТБ появился специальный департамент транспорта, который возглавил Андрей Бурлинов. В итоге новый акционер Транскредитбанка рассчитывает, что кредитный портфель банка к 2013 году должен вырасти на 24% (480 млрд рублей), а средства клиентов на счетах увеличатся на 22% (до 428 млрд). Чтобы все это сбылось, прежде всего предстоит побороться за ключевых менеджеров, от которых зависит сохранение клиентской базы Транскредитбанка.
«Сотрудники в Транскредитбанке пока не в курсе, как им заплатят за участие в интеграции и заплатят ли вообще, — сказал «РБК daily» один из топ-менеджеров банка. — Поэтому не очень понятно, какой смысл развивать сейчас бизнес в Транскредитбанке при отсутствии гарантий. Единственное, на что можно рассчитывать, это то, что при увольнении будет выплачен годовой доход». Между тем за сотрудниками Транскредитбанка уже началась настоящая охота. Источники на рынке говорят, что интерес к персоналу Транскредитбанка проявляют крупнейшие игроки, среди которых Газпромбанк, Сбербанк и Альфа-Банк.