Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подготовило анализ текущего состояния рынка кредитования. По мнению аналитиков, наступила эпоха перемен. Лидеры розничного страхования переходят в новые сегменты, отличающиеся более низким уровнем риска.

Популярность жизни в кредит среди населения продолжает расти. «Бум» розничного кредитования начался в 2003 году с достаточно низкой базы, тогда его доля в ВВП составляла 1,3%, увеличившись к 2007 году до 7,8%. В 2004 году объемы кредитов, предоставленных физическим лицам, росли рекордными темпами. С этого момента темпы прироста ежегодно превышали 75% и этот тренд продолжится благодаря растущему уровню доходов и платежеспособности населения.

В банковском секторе наращивание объемов кредитных операций в настоящий момент в первую очередь идет за счет сегмента розничного кредитования. За 2006 год объемы выданных кредитов показали прирост на 31,7%, а кредитование физических лиц увеличилось на 42,9% и составило 2 трлн. 65 млрд. рублей. Доля розничного кредитования в общем объеме кредитных операций увеличилась на 2,6%.

«Быстрое увеличение доли операций по кредитованию населения в активах всего банковского сектора с 12% на конец 2005 года до 14,7% на конец 2006 говорит о первостепенных позициях ритейла для банковского бизнеса, — считает директор департамента рейтингов финансовых институтов «Эксперт РА» Павел Самиев. — Связано это с ограниченностью размеров ресурсной базы отечественных банков. Для кредитования реального сектора и финансовых учреждений на более ли менее значимые сроки и суммы требуются значительные объемы «длинных денег», проблему нехватки которых невозможно решить без привлечения новых источников финансирования активов. Зато для розничного кредитования, за исключением, пожалуй, ипотечного, они не нужны. Что и делает ритейл наиболее перспективным направлением размещения средств банками».

На рынке банковского ритейла также намечаются качественные структурные сдвиги, способствующие укреплению позиций участников рынка, готовых вписаться в рыночный тренд и повышать качество создаваемого кредитного портфеля. Ранняя стадия развития рынка розничного кредитования, когда наибольшая доля операций банковского ритейла в денежном выражении приходилась на нецелевое кредитование, завершается. Доля ипотечного и автокредитования в объеме выданных кредитов постепенно растет. За 2006 год рынок автокредитов вырос приблизительно в два раза. Ипотечный рынок — в 3,5 раза, достигнув 13,5 млрд. долл. Наметились положительные сдвиги и в структуре нецелевого кредитования за счет переориентации от выдачи экспресс-кредитов к широкомасштабным эмиссиям карточных продуктов