Страны ЕС, которые подпишут новое межправительственное соглашение по усилению координации экономической политики и фискальной дисциплины (как сообщалось, это будут все 17 стран еврозоны и еще шесть государств региона), внедрят договор в свои конституции или эквивалентные документы. Об этом заявил глава саммита ЕС Херман Ван Ромпей на пресс-конференции в пятницу, рассказывая о решении по межправсоглашению.

«Семнадцать стран еврозоны, а также шесть других государств согласятся на межправительственное соглашение», — рассказал Ван Ромпей после совещания, длившегося почти всю ночь. Таким образом, к новому соглашению присоединятся 23 из 27 стран Евросоюза, включая всю еврозону. Договориться о таких изменениях на уровне всех 27 стран ЕС не удалось.

«Мы смогли договориться по новому фискальному соглашению. Страны внедрят его в свои конституции или в эквивалентные (документы. — Прим. РИА Новости). Оно включает в том числе правила по более автоматическому наказанию за нарушения в рамках процедуры чрезмерного дефицита (когда он превышает 3% ВВП страны. — Прим. РИА Новости)», — отметил Ван Ромпей. Сейчас многие страны нарушают это требование.

«Межправительственное соглашение может быть создано намного быстрее, чем проведено изменение (Лиссабонского) договора», — добавил Ван Ромпей. Лиссабонский договор лежит в основе функционирования всего ЕС, однако процедура его изменения непростая и небыстрая.

Перед нынешним саммитом Париж и Берлин открыто заявляли о намерении продавить внесение существенных изменений в договор о ЕС, предполагающих ужесточение контроля за расходованием бюджетных средств и объемом госдолга стран-членов, или же заключение нового договора между 17 странами зоны евро и всеми теми, кто пожелает присоединиться к этому союзу.

Между тем несогласные с такой позицией страны, среди которых Польша, Швеция и Румыния, не менее жестко отвечают: такой вариант развития событий буквально забьет последний гвоздь в крышку общеевропейского гроба.

Таким образом, на первом дне саммита в Брюсселе был достигнут относительный компромисс: фискальная система еврозоны, эпицентра долгового кризиса, будет усилена, хоть и за счет межправсоглашения. Оно, однако же, может войти в национальные конституции, что может сделать его обязательным для исполнения. Но изменение подобных документов может в очередной раз затянуть процесс реализации принятых решений и лишь усугубить кризис.

Новый фискальный договор предполагает стремление к сбалансированному бюджету — без значительного профицита или дефицита, свидетельствует проект решений саммита. Этот принцип стоит считать соблюденным, если годовой структурный дефицит страны не превышает 0,5% номинального ВВП, говорится в этом документе. Однако страны с госдолгом значительно ниже 60% ВВП могут иметь больший дефицит, при этом уровень «значительности» в проекте решений не разъясняется.

Как следует из документа, потолок по уровню дефицита в 3% к ВВП также остается, однако за его нарушение теперь будут предусматриваться автоматические санкции, если только саммит ЕС квалифицированным большинством не решит отменить их введение. Ван Ромпей не коснулся вопроса нового требования по сбалансированным бюджетам и не уточнил, как могут, в случае окончательного принятия, взаимодействовать эти два правила — по 0,5% структурного дефицита к номинальному ВВП и 3% дефицита к ВВП.

Глава саммита ЕС оставил пока без подробностей систему штрафов за неисполнение правил фискального пакта. Согласно проекту решений, может появиться автоматический механизм коррекции несбалансированных бюджетов. Их должны будут разработать сами страны с учетом будущих рекомендаций Еврокомиссии. Решения об автоматическом штрафовании провинившихся стран ждали рынки.

Пока в Евросоюзе, в состав которого входит и еврозона, действуют нормы Пакта стабильности и роста, разрешающие дефицит бюджета не более 3% ВВП каждой страны ЕС и госдолга — не более 60% ВВП. Эти нормы нарушаются практически повсеместно. Осенью была одобрена система наказаний, однако она кажется непростой и небыстрой в применении.

Также сообщалось, что государства еврозоны планируют предоставить Международному валютному фонду до 200 млрд евро. Эти средства впоследствии могут быть направлены на борьбу с кризисом в еврозоне. Как уточняется, деньги, идущие в МВФ, не увеличивают государственный долг, в то время как средства, направленные в Европейский фонд финстабильности, этот показатель поднимают. Поэтому странам монетарного союза, и без того обремененного долгами, выгоднее финансирование МВФ, нежели ЕФФС. Кроме того, на повестке дня стоит внесение 500 млрд евро в постоянный Механизм финансовой стабильности — эти деньги также не должны наращивать госдолг.

Лидеры ЕС решили поторопиться с вводом этого института в эксплуатацию — не в середине 2013 года, как планировалось изначально, а в июле 2012-го. Однако заработать он сможет лишь когда страны, в целом обязавшиеся вложить 90% в капитал механизма, ратифицируют соглашение о его существовании.

ЕФФС же будет работать как минимум до середины 2013 года, то есть возможно, что оба этих механизма спасения еврозоны от кризиса будут существовать одновременно. Сейчас ЕФФС имеет обязательства по кредитованию Ирландии и Португалии, не исключено, что в будущем добавится и Греция.