ВЭБ может пересмотреть ставки по кредитам терминала D аэропорта Шереметьево. Терминал сейчас консолидируется с аэропортом и должен ВЭБу и ВТБ около 900 млн долларов. Министр транспорта Игорь Левитин попросил существенно смягчить условия кредита, так как Шереметьево не сможет обслуживать консолидированный долг. Но ВЭБ готов лишь на снижение ставки с 9% до 8%, отмечая низкую эффективность работы и непонятную инвестпрограмму аэропорта, пишет «Коммерсант».

Об этом рассказал источник издания, знакомый с материалами заседания банка. Государство как владелец Шереметьево получит в объединенном аэропорту около 83%, «Аэрофлот», контролирующий «Терминал», — 9%, миноритарии «Терминала» ВЭБ и ВТБ — примерно по 4%.

Долг «Терминала» превышает 900 млн долларов, основные кредиторы — ВЭБ и ВТБ. Средневзвешенная ставка по кредитным соглашениям банков составляет 9% годовых в долларах США на 11 лет, пояснил собеседник. В ноябре, говорит он, министр транспорта Игорь Левитин обратился к председателю наблюдательного совета ВЭБа премьеру Владимиру Путину с просьбой снизить ставку до уровня не более 7,75%, а также перевести долг в рублевый эквивалент, продлить его срок до 20 лет и отсрочить погашение основной суммы долга на три года (с момента реструктуризации кредита).

Проблема в том, что после объединения «Терминала» с Шереметьево долг последнего вырастет в 4,6 раза — с 240 млн долларов до 1,1 млрд — и в 2012—2016 годах объединенная структура не сможет обслуживать долг, объясняет свою просьбу министр: тех денег, которые она будет зарабатывать, просто не хватит на выплаты по кредитам. Кроме того, на 2012—2017 годы у Шереметьево запланирована масштабная инвестпрограмма более чем на 100 млрд рублей, 26 млрд из которых должна потратить сама компания.

ВЭБ, скорее всего, лишь частично выполнит просьбу министра: согласится снизить ставку до 8%, но не продлевать сроки кредита и не менять его валюту. У банка есть претензии к текущей работе Шереметьево, поясняет собеседник. Во-первых, ВЭБ считает «негативной» реализацию проекта по строительству нового терминала в аэропорту Владивостока: вместо заявленных 178 млн долларов Шереметьево потратил на терминал 244 млн и сдвинул сроки запуска его эксплуатации более чем на пять месяцев. Во-вторых, банк не видит обоснования инвестпрограммы аэропорта и не понимает, почему вместо ранее запланированных 600—800 млн рублей в год (3—4 млрд рублей на весь срок) она выросла до 26 млрд рублей. В-третьих, предоставленные расчеты не учитывают, что при привлечении управляющей компании в аэропорт последняя может выкупить около 10% акций на сумму 7 млрд рублей. Кроме того, нынешняя кредитная ставка Шереметьево совпадает с той, по которой занимают деньги такие компании, как, например, «Вымпелком» и ТМК, на меньший срок, причем у них, в отличие от Шереметьево, есть кредитные рейтинги, указывает собеседник «Коммерсанта».