Российская «дочка» одной крупнейшей в Северной Европе банковской группы — Nordea — отказывается от целого ряда своих филиалов, сочтя их недостаточно эффективными. Как сообщил «Известиям» заместитель председателя правления Нордеа Банка Андрей Мальцев, закрываются подразделения в Старом Осколе, Белгороде, Липецке и Ярославле. А филиалы в Челябинске, Архангельске и Волгограде будут переформированы в операционные офисы ближайших региональных центров.

«Банк отложил программу по открытию новых филиалов на 1,5—2 года. Причина в том, что в условиях, когда экономика Европы находится на грани рецессии, а розничный бизнес в России растет невысокими темпами, модель банковского бизнеса в мире меняется, — объяснил Мальцев. — Актуальная задача — не активные инвестиции в развитие сети, а сокращение расходов и повышение эффективности существующего бизнеса».

Такую стратегию «Нордеа» поддерживает предправления банка «Открытие» Василий Заблоцкий.

«Раньше, на растущем рынке, банки шли в регионы, стремясь захватить как можно большую долю. Но сейчас, в ситуации неопределенности и даже спада, кредитные организации все больше обращают внимание на рентабельность каждой своей точки. И если она не прибыльна, не перспективна, то, безусловно, ее надо закрывать, — уверен Заблоцкий. — Многие банки намерены оставить только те отделения, которые способны выполнять планы по привлечению пассивов и размещению активов. Это тенденция сегодняшнего дня».

«Открытие», кстати, также планирует закрыть часть отделений. Как пояснили представители банка, рентабельность некоторых региональных офисов не соответствует текущей модели бизнеса кредитной организации.

Тем не менее эксперты сразу заговорили о том, что закрытие ряда филиалов «Нордеа» — верный признак того, что кредитная организация вскоре откажется от розничного направления или вообще покинет Россию, последовав примеру глобальных конкурентов. Так, «дочка» британского Barclays в октябре 2011 года выкуплена известным банкиром Игорем Кимом и его партнерами. Ким является совладельцем банка «Восточный Экспресс», который в декабре 2010-го приобрел бизнес испанского Santander. В прошлом году Swedbank принял решение свернуть розничный бизнес к концу 2012-го и сосредоточиться на обслуживании корпоративных клиентов. Недавно гигант HSBC (его штаб-квартира находится в Лондоне) продал часть своей розницы Ситибанку. Список может пополнить бельгийская KBC Group, которая еще в 2009 году заявляла о намерении продать свой российский актив — Абсолют Банк.

«Нордеа» принадлежит к семье европейских банков, большинство из которых в условиях кризиса взяло курс на серьезную оптимизацию расходов. Это предполагает в том числе глобальные сокращения персонала, — рассказал вице-президент Ассоциации региональных банков России (АРБР) Олег Иванов. — Возможно, «Нордеа» не стал исключением. К сожалению, мы должны признать, что Россия является периферийной точкой присутствия для большинства западных банков».

Но Андрей Мальцев подчеркнул, что «Нордеа» не собирается уходить с российского рынка, доходность бизнеса банка на котором почти вдвое выше аналогичного показателя по Скандинавии. Он заверил, что группа Nordea, несмотря на общеевропейские проблемы, продолжает фондировать российскую «дочку».

«Речь идет исключительно об оптимизации. Перед нами стоит задача увеличить эффективность бизнеса в 2012 году, — сказал заместитель предправления «Нордеа». — При этом мы будем активно расти и в корпоративном, и в розничном сегментах».

Сокращение штата в «Нордеа» также будет незначительным — уволить придется примерно 80 человек (5% численности персонала банка). Все корпоративные клиенты ликвидируемых точек будут обслуживаться в других офисах кредитной организации, а частным заемщикам предоставлена возможность платить по своим кредитам без дополнительных затрат в Транскапиталбанке и Промсвязьбанке.

Начальник отдела развития и оптимизации сети ЮниКредит Банка Олег Гаврилюк также считает, что не стоит равнять все западные банки под одну гребенку.

«Отсутствие взвешенного законодательства на российском потребительском рынке не оказывает существенного влияния на развитие бизнеса иностранных банков в России, — комментирует Гаврилюк. — Задача, которую должны решить «дочки», — адаптация иностранных технологий и принятого в Европе уровня риска в реалиях российского рынка. В данном случае каждый банк выбирает свою стратегию развития. Российский потребитель, как и любой другой, обращает внимание на продукты и качество сервиса».