Решение выплатить годовые премии своим сотрудникам принял 41% организаций, из которых 22% настроены выплатить премии всем сотрудникам, а 19% — только тем, у кого были «особые успехи в работе». Еще 13% компаний заявили, что заплатят премии только руководству. Об этом пишет в пятницу газета «Коммерсант» со ссылкой на данные опроса HeadHunter, который компания провела специально для издания.

«Ситуация с премиями вернулась на докризисный уровень,— констатирует президент HeadHunter Юрий Вировец.— При этом бизнес впервые после кризиса стал ощущать дефицит кадров, и компании стараются всячески удерживать людей, в том числе и премиями». Так, в прошлом году 30% компаний выплатили годовые бонусы, 19% — только особо отличившимся сотрудникам, 16% — только руководству, 27% не выплатили премии вообще, в этом году об этом заявило 25% компаний.

О том, что ситуация с премиями стабилизировалась, свидетельствуют данные международного кадрового агентства Kelly Services, опросившего 1,9 тыс. работников, преимущественно «белых воротничков». Так, в 2011 году количество сотрудников, получавших регулярные выплаты переменной части зарплаты, выросло до 54% против 45% в 2010-м. При этом у 39% участников исследования бонусы являются составной частью ежемесячного дохода, 23% респондентов премируются по итогам квартала, а 20% получат премии по итогам всего года.

Что же касается размера премий, то, согласно данным опроса HeadHunter, треть компаний из определившихся с бонусами в конце года выплатят 13-ю зарплату, у 22% компаний размер премий будет колебаться от одной до трех месячных зарплат, у 5% — премия будет от трех и более полугодовых зарплат. Впрочем, в этом году эксперты отмечают большое количество неопределившихся работодателей. Так, 24% компаний не знают размер премий своим сотрудникам, а 17% компаний — будут ли вообще выплачивать премии, соответственно, 47% работников отметили, что не знают о планах работодателя в отношении новогодних премий.

«Это большая проблема работодателей — они до конца тянут с объявлением о годовых бонусах»,— говорит Вировец. Отмечая, что оставлять сотрудников в неведении плохо, поскольку «такое подвешенное состояние перерождается в тревогу и в итоге толкает работника к поискам более прозрачной компании».

Компании хотят подстраховаться, объясняют эксперты затягивание компаниями решений по премиям. «Ожидание весенней стагнации, экономическая нестабильность заставляют бизнес разрабатывать несколько сценариев развития событий, поэтому некоторые будут ждать конца года, чтобы объявить решения по премиям, некоторые — подсчитывать финансовые результаты до весны»,— говорит директор по консалтингу «ЭКОПСИ Консалтинг» Андрей Онучин.