Росбанк в ноябре 2011 года стал единственным банком из топ-30, у которого по итогам месяца сократился объем розничных депозитов. Как пишет «Коммерсант» со ссылкой на отчетность банка, размещенную в пятницу на сайте ЦБ РФ, за месяц сокращение составило 2 млрд рублей (1,6%). По итогам сентября сокращение розничного депозитного портфеля показали три игрока из топ-30 (Росбанк, «Русский Стандарт» и Ханты-Мансийский Банк). В октябре уменьшился объем депозитов у 23 банков из топ-30.

В Росбанке текущее сокращение объяснили сезонным фактором. «Снижение объема незначительно и в большей степени связано с сезонностью, ноябрь — декабрь — это тот период, когда люди больше тратят, нежели сберегают, мы это отмечаем по росту кредитной активности. Кроме того, стоит отметить, что Росбанк, как и многие крупные игроки, проводил консервативную политику в области привлечения вкладов», — сообщили в пресс-службе Росбанка.

Однако гендиректор ЦЭА «Интерфакс» Михаил Матовников отмечает, что ноябрь — декабрь, напротив, — время активного притока вкладов, поэтому, по его словам, вряд ли отток вкладов в Росбанке как-то связан с сезонностью. Другие крупные игроки, наоборот, значительно нарастили свои депозитные портфели за тот же период.

В среднем по системе банки увеличили объем розничных депозитов на 1,7%. Опережающие темпы роста среди крупных игроков показали Райффайзенбанк — 3,7% (6,7 млрд рублей), «Уралсиб» — 2,4% (2,9 млрд), Промсвязьбанк — 2,7% (2,8 млрд), Московский Кредитный Банк — 2,9% (2,2 млрд), «Санкт-Петербург» — 2,9% (2,2 млрд). Самые высокие темпы роста были у банков «Русский Стандарт» — 9,8% (7,7 млрд) и «Восточный» — 8,2% (6,5 млрд рублей). Оба банка специализируются на потребкредитовании, поэтому предлагают повышенные ставки (до 12% годовых) по розничным депозитам. Аналогичная ситуация наблюдалась и у других банков этой специализации: Хоум Кредит Банк нарастил объем депозитов на 28,7% (10,3 млрд рублей), «Ренессанс Кредит» — на 18% (4 млрд).

Росбанк планирует наверстать упущенное в декабре. «Следуя за конъюнктурой рынка, мы повысили ставки в декабре и ожидаем положительной динамики в портфеле», — сообщили в пресс-службе. Впрочем, Росбанк теряет вкладчиков начиная с августа, когда была закончена консолидация двух дочерних банков Societe Generale в России — Росбанка и Банка Сосьете Женераль Восток, указывает «Коммерсант».

По итогам консолидации портфель депозитов розничных клиентов объединенного банка увеличился на 28 млрд рублей — до 143 млрд. Однако после объединения депозитный портфель Росбанка неуклонно сокращается, за четыре месяца его объем уменьшился на 13,3 млрд — до 129,6 млрд рублей. Логично предположить, что отток вкладов у Росбанка стал следствием реорганизации, связанной с объединением Росбанка и БСЖВ, пишет издание. Подобные объединения часто заканчиваются тем, что часть клиентов уходит из банка, говорит Матовников. При объединении двух банков всегда есть клиенты, которые недовольны новым порядком вещей и покидают банк, из-за чего в первые месяцы после консолидации может наблюдаться отток вкладов, соглашается член правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко. «Когда мы присоединяли Импэксбанк, у нас тоже был отток вкладов, так как наши ставки по вкладам как иностранного банка были ниже, чем у Импэксбанка. Но в данном случае, думаю, причина не в доходности депозитов», — отмечает он.

Экс-клиенты БСЖВ, действительно, неодобрительно отзываются о качестве обслуживания в объединенном банке, а не о доходности вкладов, подчеркивает «Коммерсант», ссылаясь на форум Банки.ру. «В банке нравилось то, что всегда народу немного и нормальное обслуживание, а вот в последнее время творится что-то совершенно безумное. В прошлый раз, чтобы пополнить счет, я отстоял в кассу 50 минут», — пишет один клиент. «Почему от БСЖВ ничего не осталось в плане отношения к клиентам, а все переносится от Росбанка — отношение «если вам что-то не нравится, вы можете поменять банк»?» — возмущается другой клиент. «Обслуживалась в БСЖВ около трех лет — меня все устраивало. С появлением Росбанка произошел ряд изменений: и по телефону консультации дольше и сложнее проходить стали, и смена конфигурации интернет-банка откровенно расстроила, линейка вкладов не порадовала», — сетует еще одна клиентка.

Вкладчики выбирают иностранные банки из-за более высоких стандартов обслуживания по сравнению с российскими игроками; по доходности депозитов универсальные иностранные банки, как правило, уступают российским, но все равно есть категория клиентов, которые хотят обслуживаться именно в них, указывает главный стратег ФГ «БКС» Максим Шеин. «Традиционно предпочтение иностранным банкам отдают средний класс и граждане с более высоким уровнем дохода, и они рассчитывают получить комфортный сервис, отсутствие очередей и индивидуальный подход, — продолжает эксперт. — В БСЖВ это было, поскольку он ориентировался именно на таких клиентов. Целевая аудитория Росбанка изначально была несколько иной — он специализировался на работе с массовыми клиентами».