Клиенты ВТБ 24 более состоятельные, чем клиенты других банков группы ВТБ, развивающих розницу, — Банка Москвы и Транскредитбанка. Об этом заявил в интервью «Маркеру» директор департамента розничного бизнеса ВТБ 24 Георгий Горшков, сославшись на разницу в средних суммах розничных кредитов и депозитов у трех банков.

Говоря о розничной сети группы ВТБ, Горшков отметил, что считать общее количество филиалов «не совсем верно, ведь на данный момент отделения всех трех банков продают разные продукты разным клиентам». «Например, если смотреть на кредиты или депозиты, которые мы выдаем или принимаем у клиентов, то в ВТБ 24 средние значения сумм, как правило, на 30—50% выше, чем у других банков группы. То есть у нас клиенты более состоятельные», — заключил он. «Банк Москвы, с другой стороны, гораздо более трансакционный банк за счет того, что у него очень хорошо отлажен механизм взаимодействия с едиными информационно-расчетными центрами (ЕИРЦ), которые выпускают квитанции для оплаты коммунальных платежей для большей части московских домов. Клиенты Банка Москвы этим функционалом активно пользуются, и количество трансакций, которые банк обрабатывает по коммунальным услугам, например в Московском регионе, значительно выше, чем у ВТБ 24», — отметил представитель банка. «Транскредитбанк в значительной части сосредоточен на работе с сотрудниками ОАО «РЖД» и сотрудниками других компаний, связанных с РЖД, — у них это тоже своеобразный отдельный клиентский сегмент», — обозначил нишу ТКБ Горшков.

Он уточнил, что у ВТБ 24 по состоянию на ноябрь было 600 офисов, у Банка Москвы — 379 обособленных подразделений, включая дополнительные офисы и операционные кассы, а у Транскредитбанка — 288. «Общая цифра по трем банкам сегодня приближается к 1,3 тысячи офисов, но очевидно, что этого количества более чем достаточно — придется сокращать», — отметил представитель ВТБ 24. «Так как банки группы ВТБ развивались самостоятельно до 2011 года, в ряде регионов нередки ситуации, когда отделения стоят буквально дверь в дверь», — пояснил он. «В нашей работе, например, по интеграции филиалов Транскредитбанка и ВТБ 24 мы будем оценивать розничную сеть и строить совместные планы по развитию. ВТБ 24 в будущем году откроет около 80 новых офисов по стране», — рассказал он о планах банков.

По словам Горшкова, стратегия развития розницы в группе ВТБ предполагает достаточно тесную интеграцию ВТБ 24 и ТКБ, в том числе унификацию продуктового ряда. «У ВТБ 24 есть продукты, которых в ТКБ нет. Например, те же самые автокредиты, линейка кредитных карточек у ВТБ 24 более развита. У ТКБ, с другой стороны, есть очень интересный функционал по транспортным карточкам, по оплате железнодорожных билетов в Интернете — это тот сервис, который, я думаю, клиентов ВТБ 24 заинтересует», — обрисовал он потенциальные сферы этой интеграции.

Горшков уточнил, что интеграция между ВТБ 24 и ТКБ на первых порах не затронет клиентские базы этих банков. «На уровне технической интеграции мы, безусловно, смотрим на всю линейку продуктов, которая есть у ВТБ 24 для клиентов ТКБ, и наоборот. Но на сегодняшний день ВТБ 24 и ТКБ — это два юридически отдельных банка, поэтому, например, обмениваться клиентскими базами мы не имеем права по закону. Поэтому до момента объединения банков (через 2,5 года) и присоединения ТКБ к ВТБ 24 мы будем синхронизировать продуктовую линейку, чтобы депозиты привлекались по более-менее единым ставкам, а кредиты выдавались по приблизительно равнозначным условиям. Чтобы стандарты сервиса, который использует ВТБ 24, «прививались» потихоньку ТКБ», — рассказал он. Эти интеграционные процессы будут идти в 2012—2013 годах, отметил Горшков.

В то же время стратегия для Банка Москвы предполагает его самостоятельное развитие, указал банкир. «Поэтому здесь мы в рамках глобальной бизнес-линии розницы, как мы это называем в группе ВТБ, развитие будем координировать так, чтобы в группе были единые принципы сегментации клиентов, единые стандарты сервиса. Там, где можно, будем использовать синергетический эффект: если группа сможет, допустим, комбинировать возможности по процессингу или техобслуживанию банкоматов, будем стараться снижать расходы по этим линиям. Но при этом БМ будет реализовывать собственную розничную стратегию с теми продуктами, которые наиболее близки клиентам Москвы и Московского региона. Потому что в части розничного бизнеса БМ будет концентрироваться на работе с москвичами и жителями Подмосковья. Это будет такой настоящий банк для Москвы», — рассказал он.