Рост рынка кредитования физических лиц в РФ в 2012 году будет чуть меньше, чем в 2011-м. Об этом заявил в интервью «Маркеру» директор департамента розничного бизнеса ВТБ 24 Георгий Горшков, уточнив, что, по прогнозам банка, этот рынок вырастет примерно на 20%. Сам ВТБ 24 планирует расти быстрее рынка, «как делал это последние пять лет».

«Если говорить о второй крупной части розничного рынка — депозитах, сберегательных и текущих счетах, этот рынок тоже покажет рост где-то на уровне 17—17,5%», — дополнил он свой прогноз.

Об ожиданиях по прибыли банка в 2012 году представитель ВТБ 24 говорить не стал, однако указал, что в текущем году кредитная организация планирует получить чистую прибыль, близкую к 29 млрд рублей. «Естественно, не учитывая те дивидендные выплаты, которые мы делаем нашему акционеру — ВТБ», — уточнил банкир.

В следующем году ВТБ 24, по словам Горшкова, будет «развиваться во всех продуктовых сегментах розничного кредитования»; в частности, много внимания будет уделено выдаче кредитов наличными, «потому что на них высокий спрос».

Отвечая на вопрос «Маркера», представитель ВТБ 24 упомянул о таком продукте (по словам Горшкова, пока не очень массовом), как рефинансирование кредита. Несмотря на отсутствие широкой рекламы, в банке ожидают, что несколько десятков тысяч человек обратятся в следующем году за рефинансированием. «Сейчас обратились несколько тысяч, — уточнил он. — В основном обращаются по нецелевым или потребительским кредитам».

Также ВТБ 24 «очень активно» смотрит на рынок кредитных карт. По словам Горшкова, у этого сегмента розничного кредитования — самого маленького на российском банковском рынке, если не брать в расчет POS-кредитование и микрокредитование, больше всего шансов развиваться быстрее других розничных сегментов. «Мы думаем, что в будущем году рынок кредитных карточек вырастет более чем на 45%», — уточнил он.

Горшков, по его собственным словам, доволен карточной политикой ВТБ 24 в целом. Уже сейчас, по его данным, занимаемая банком доля рынка в розничном обороте (то есть в обороте, который показывают клиенты в магазинах, когда совершают трансакции по картам) в 1,5 раза больше, чем в кредитном портфеле. «Это говорит о том, что наши клиенты активнее клиентов других банков пользуются карточками в магазинах, за границей и т. п.», — подчекнул Горшков. Также он назвал явным преимуществом своего банка то, что его текущая эмиссия — это 100% чиповых карт.

В ВТБ 24, по словам главы его розничного департамента, рассчитывают привлечь в 2012 году 2 млн новых карточных клиентов и в целом расти активнее рынка по таким показателям, как оборот или объем портфеля.

В рамках карточного бизнеса ВТБ 24 планирует продолжить развитие кобрендингового направления и сейчас ведет переговоры о ряде новых кобрендов. Последние полгода, как сообщил Горшков, у участников таких программ, судя по величине оборота и количеству трансакций, наибольшей популярностью пользовалась категория автозаправок, что в том числе «связано с тем, что значительная доля клиентов ВТБ 24 — автовладельцы».

Между тем представитель ВТБ 24 обозначил несколько проблем, тормозящих развитие рынка банковских кобрендов в РФ. Одной из них он считает отсутствие либо очень малое число по-настоящему федеральных игроков в каждом розничном сегменте. «По сути, у нас сегодня существуют федеральные игроки только в авиации и телефонной связи, причем последняя отличается очень низким средним размером трансакции, а сотовые клиенты, как правило, не особо лояльны к операторам услуг и легко меняют их при появлении более выгодных тарифов», — пояснил банкир.

Еще одним барьером для кобрендов он назвал качество клиентских баз розничных компаний. «Стандарты компаний по сбору персональных данных используются разные, базы зачастую не обновляются с момента первого контакта с клиентом, информация о розничных трансакциях далеко не всегда накапливается системно, из-за этого ее не всегда можно правильно проанализировать, чтобы сделать клиенту лучшее предложение», — посетовал Горшков.