Как сообщил «Российской газете» начальник управления частного права Высшего арбитражного суда России Роман Бевзенко, сейчас заканчивается работа над законопроектом о потребительском кредите.

Документ может запретить почтовую рассылку кредитных карточек гражданам. А люди скорее всего получат возможность договариваться с банком о выгодных условиях.

Другой законопроект предлагает ввести процедуру банкротства граждан. Такие дела будут рассматривать арбитражные суды, для чего потребуется дополнительная инфраструктура.

Высший арбитраж подготовил концепцию создания в отдаленных районах присутствий, где должны работать только помощники судей, секретари и один администратор. Они будут обеспечивать видео-конференц-связь для участников процесса.

Это гораздо дешевле, чем открывать арбитражный суд в каждом районе. Гражданин сможет прийти в офис, показать паспорт и связаться с судьей по видео.

Для того чтобы решить эту задачу, нужно не только финансирование, но и некоторые поправки в законы. В частности, предлагается наделить помощников судей правом подтверждать личность гражданина и включать видеосвязь на процессе.

В целом отношения кредиторов и должников должны стать более цивилизованными, без кабальных условий, но с безусловной отдачей. Проблемы призван снять проект закона о потребительском кредите.

Документ разработан Министерством финансов и даже выносился на общественное обсуждение. В данный момент в проект вносится последняя правка, он проходит согласование.

Как сообщается, к 1 февраля документ должен быть представлен в более высокие инстанции.

По словам Романа Бевзенко, Высший арбитражный суд России активно участвует в работе над проектом. Одно из предложений арбитража — установить запрет на рассылку кредиток, если заемщик сам не просил. Как полагают представители арбитража, при почтовой схеме на граждан возлагаются чрезмерные риски.

«Во-первых, карточку могут просто украсть (а банки порой присылают активированные продукты или же в конверт с «пластиком» кладут PIN-код), — говорит Роман Бевзенко. — Во-вторых, клиент, когда получает карту по почте, специально ее не заказывая, лишается основополагающего права потребителя — на полную информацию о продукте и его свойствах».

Не секрет, подобные «почтовые» карточки играют ту же роль, что и наживка на рыбалке. Однако между ловлей на живца и банковским кредитом есть существенная, хотя, быть может, неуловимая на первый взгляд разница. На рыбалке в выигрыше только рыбак. При банковском кредите довольными должны оставаться две стороны: и заемщик, и кредитор. Поэтому предлагается ввести четкие и справедливые правила, как брать в долг.

Одна из проблем сегодня — типовые договоры банков. У граждан есть право сказать только два слова: «беру» или «прощайте». Вот и весь выбор. Зачастую банкиры отказывают менять даже очевидные нелепости, ссылаясь на то, что бумага типовая, разработана головным офисом и править ее — головная боль.

Авторы законопроекта пытаются исправить положение. Планируется дать людям больше возможностей влиять на условия кредита, договариваться с банкирами. Будут прописаны и общие условия сделки. По всей видимости, в законе установят специальное правило, запрещающее банку перекладывать все риски и всю ответственность на клиента, себе оставляя только «ягодки» и проценты. А процедура банкротства граждан, которую может ввести другой закон, позволит заемщикам выходить целыми из непростых финансовых ситуаций.

Правда, банкротство при этом не должно стать и палочкой-выручалочкой для тех, кто любит брать и не любит отдавать. Процедура задумывается таким образом, чтобы спасать людей в действительно тяжелых ситуациях. Принципы и нормы двух законопроектов нацелены на то, чтобы банки не загоняли нас в кабалу, а мы не забывали расплачиваться.

Правоведы полагают, есть шанс получить документ, весьма приближенный к европейской директиве о защите потребителя на рынках. Ведь авторы особенно стараются написать документ хорошо: проблема близка каждому. В конце концов все мы люди, и всем нужны деньги, лучше — навсегда, но можно и в долг.