Клиентам ММВБ-РТС, потерявшим средства на биржевом сбое в понедельник, вряд ли удастся компенсировать эти убытки. К такому выводу пришла газета «Коммерсант», приняв во внимание комментарии руководства биржи и опросив брокеров.

Во вторник объединенная биржа ММВБ-РТС назвала причину сбоя, произошедшего на вечерних торгах в понедельник — первый день работы объединенной площадки, напоминает газета. Как пояснил первый зампред правления ММВБ-РТС Роман Горюнов, в понедельник после проведения итоговых расчетов (клиринга) по основной сессии в торговую систему были закачаны некорректные данные по открытым позициям и денежным средствам участников торгов. На тот момент в клиринговой системе оставались данные с субботнего тестирования торговой системы, проводившегося до начала торгов на объединенной площадке. Эти данные и отобразились как актуальные, что стало причиной некорректного отображения позиций. По словам Горюнова, всего в систему попало 300 тыс. тестовых сделок. В результате 15 минут торги проходили с неверным отображением данных по открытым позициям и денежным средствам, а затем, в 19:15, торги были приостановлены до 23:00. По данным биржи, пока они проходили, было совершено 17 тыс. сделок.

Глава ММВБ-РТС Рубен Аганбегян во вторник извинился перед всеми участниками рынка, клиентами и партнерами биржи. «Мы взяли на себя повышенные обязательства и, к сожалению, в первый день не смогли обеспечить бесперебойные торги», — говорится в обращении Аганбегяна. Горюнов во вторник заверил, что «биржа проведет внутреннее расследование по факту технического сбоя и примет нужные меры».

Впрочем, внутренним расследованием ММВБ-РТС дело не ограничится. Руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Дмитрий Панкин во вторник заявил, что считает недопустимой ситуацию, сложившуюся на бирже в понедельник. «Биржа не уделила должного внимания тестированию программного продукта и вопросам технического сопровождения торгов в целом», — сказал он. Сейчас ФСФР направила предписание на биржу и запросила информацию, кроме того, служба намерена провести встречи с руководством ММВБ-РТС. «Не хотелось бы махать шашкой, но виновные должны нести ответственность. Полагаю, что возможны отзывы квалификационных аттестатов у лиц, виновных в происшедшем сбое», — предупредил Панкин. Более того, он заявил, что «в случае если будет доказана вина биржи, клиенты смогут обратиться в суды с исками о компенсации убытков».

Иски, действительно, могут последовать, считает «Коммерсант». Во вторник на многочисленных профессиональных форумах обсуждалась возможность подачи коллективных исков с требованием возместить убытки. Потери понесли те инвесторы, которые, несмотря на некорректное отображение своих позиций в торговой системе, стали совершать сделки. «После 19:00 я с удивлением обнаружил, что у меня открыта короткая позиция на 117 контрактов на фьючерс РТС и короткая позиция на 223 фьючерса на акции Сбербанка. Чтобы открыть такую позицию, мой депозит должен быть 1,5 миллиона рублей, при том что мой счет составляет 350 тысяч», — рассказал «Коммерсанту» частный инвестор Алексей Кошкин. По его словам, у него сложилось ощущение, что кто-то открыл позиции за него, получив доступ к его счету, и, чтобы предотвратить возможные манипуляции, ему пришлось закрывать позиции. «Мой брокер не сообщил мне, что делать в такой ситуации, а дозвониться до него было невозможно», — добавляет Кошкин. После возобновления торгов он увидел на своем счете убыток в размере 82 тыс. рублей. Трейдер Илья Якименко сообщил, что по результатам некорректно проведенных из-за сбоя сделок получил 120 тыс. рублей убытка, причем еще и остался должен своему брокеру — «Финаму», так как счет был всего на 71 тыс.

По словам Горюнова, инвесторам, если они заподозрили неладное, не стоило совершать никаких сделок, а надо было сообщить о некорректной информации своему брокеру. Впрочем, трейдеры указывают, что получить вразумительный комментарий от брокеров в понедельник было почти невозможно. «Я торгую через Сбербанк, и сообщение о проблемах мне пришло только в 19:55 — уже после того, как я совершил сделки», — рассказывает трейдер Павел Шницер, получивший убыток в 225 тыс. рублей. Он дозвонился до брокера «ближе к 22 часам» и на вопрос, будут ли отменены некорректные сделки, получил ответ, что, «скорее всего, да». Однако через некоторое время уже в ответ на письменный запрос он получил от Сбербанка «уведомление о margin call на 2,5 млн рублей, при том что сумма на счете составляет 990 тыс.

«Прояснить ситуацию у своего брокера ВТБ 24 я не мог — все четыре часа, пока торги были приостановлены, дозвониться до него было невозможно», — говорит Кошкин. Запросы «Коммерсанта» в брокерские подразделения Сбербанка и ВТБ 24 накануне остались без ответа.

Возместить свои убытки пострадавшим частным инвесторам будет сложно. Опрошенные изданием брокеры единогласно заявляют о непричастности к происходящему и считают, что ответственность несет биржа. «Брокер не несет ответственности за действия третьих лиц, в данном случае биржи, которая не исполнила свои обязанности. Такие риски отражены в договоре брокерского обслуживания, который подписывает клиент», — говорит руководитель направления «Брокерское обслуживание на срочном рынке» БКС Александр Дубров. «Брокеры останутся в стороне, потому что на их стороне договор, который инвесторы не могут не подписывать. Ответчиком в данном случае должна быть биржа», — считает юрист коллегии адвокатов «Николаев и партнеры» Василий Моисеев. «Бирже нужно время для осмысления ситуации. Надеюсь, у них (руководства биржи. — Прим. «Коммерсанта») хватит духа выработать правильную позицию, собрать пострадавших инвесторов и договориться с ними о компенсациях в том или ином виде», — говорится в ответе гендиректора компании ITinvest Владимира Твардовского на запрос клиента Юрия Чернышука, получившего убыток в размере 300 тыс. рублей.

Пока на бирже не готовы компенсировать убытки инвесторов. Горюнов заявил «Коммерсанту», что инвесторы не могут предъявить к бирже иски, так как не имеют с ней договорных отношений.

На некорректном отображении данных в торговой системе кто-то мог и заработать, считают участники рынка. На опрос в профессиональном форуме, заработал ли кто-то на сбое, желающих откликнуться не нашлось. Однако на форуме РТС пользователь под ником avb написал, что после сбоя получил длинную позицию с 800-кратным плечом. По оценкам участников, после того, как он закрыл эту позицию и торги в 23:00 восстановились, этот трейдер на движении рынка мог заработать 1 млн рублей.