Сбербанк проиграл во второй инстанции судебный спор с компанией о правомерности взимания комиссий за рассмотрение кредитной заявки, открытие кредитной линии и организацию финансирования и экспертизу проекта, под который выдавался кредит, пишет в пятницу газета «Коммерсант» со ссылкой на материалы Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ. Опрошенные изданием участники рынка ожидают роста числа исков и от юридических лиц, в первую очередь от представителей малых и средних предприятий (МСП).

«Смоленскому центру делового развития» удалось оспорить в Двадцатом арбитражном апелляционном суде правомерность начисления Сбербанком этих комиссий после того, как суд первой инстанции — Арбитражный суд Смоленской области — летом отказал заемщику в удовлетворении требований. В Сбербанке отказались от комментариев.

Участники рынка называют новое решение суда по спору смоленской компании со Сбербанком первым решением по аналогичным спорам после того, как в сентябре ВАС дал разъяснения по вопросу начисления комиссий при корпоративном кредитовании. В обзоре судебной практики ВАС указал, что банк имеет право взыскивать комиссии только за оказание самостоятельной услуги клиенту. «По нашим наблюдениям, это первое решение суда по спорам юридических лиц с банками о комиссиях после выступления ВАС, кроме того, это фактически первый случай, когда речь идет о крупном банке»,— говорит вице-президент Ассоциации региональных банков России Олег Иванов.

До недавнего времени истцами к банкам по вопросам правомерности начисления комиссий выступали преимущественно розничные заемщики. С ноября 2009 года — момента признания Высшим арбитражным судом незаконной комиссии за ведение ссудного счета — их судебная активность резко возросла. Так, согласно статистике Верховного суда, количество исков, поданных физическими лицами к банкам в суды общей юрисдикции, в 2010 году выросло более чем в четыре раза по сравнению с 2009-м, превысив 101 тыс. Теперь банкиры ожидают роста числа исков и от юридических лиц, в первую очередь от представителей малого и среднего бизнеса.

«При кредитовании крупных корпоративных клиентов, в отличие от мелких и средних, банк обычно не использует типовых договоров, и взимание всех типов комиссий обсуждается с заемщиков индивидуально»,— поясняет зампред Абсолют Банка Евгений Ретюнский. По его словам, оспорить комиссии по выданным кредитам из числа крупных корпоративных клиентов пытаются в основном только проблемные заемщики, с которыми банк уже находится в процессе судебной тяжбы.

По данным ЦБ, корпоративный кредитный портфель российских банков на 1 ноября 2011 года составлял 16,9 трлн рублей. «Объем кредитов малому и среднему бизнесу составляет не более половины общего портфеля, а их средняя срочность — около 1,5 года»,— оценивает гендиректор ЦЭА «Интерфакс» Михаил Матовников.