ЦБ РФ с недавних пор перешел на усиленный режим надзора в отношении банков, подконтрольных региональным властям. «Банк России усилил внимание к банкам с высокой концентрацией собственности, в частности к тем, контроль в которых принадлежит субъектам Федерации», — сообщил зампред ЦБ Алексей Симановский, чьи слова приводит «Коммерсант». Как поясняется, такое решение регулятор принял по результатам анализа проблемных ситуаций в ряде банков, в том числе в Банке Москвы. Усиленный режим надзора за такими банками предполагает, в частности, расширение выборки кредитов для оценки качества их кредитных портфелей по сравнению с обычно используемой выборкой, уточнил Симановский. «Это, по замыслу Банка России, позволит лучше оценивать потенциальное влияние рисков, связанных с обслуживанием интересов собственников, в том числе рисков, сопряженных со сменой собственников банка или лиц, персонифицирующих собственность, например руководителя региона», — сообщил он. В большинстве случаев увеличение глубины и охвата проверки будет использоваться при проведении плановых проверок таких банков. Однако при выявлении повышенных рисков возможны и специальные внеплановые проверки, отметил Симановский.

Открытых сводных данных о том, сколько банков могут подпадать под усиленный режим надзора, на сайте Центробанка нет. По экспертным оценкам, банков с юридическим контролем субъектов Федерации не слишком много. «В результате проводившейся в 2000-х годах приватизации банков доля субъектов Федерации и муниципалитетов в них существенно снизилась», — указывает гендиректор «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников. Впрочем, оговаривается он, речь идет о сокращении формального контроля. «Если говорить о фактической близости тех или иных банков региональным властям, то «более близкие» банки есть практически в каждом регионе, а значит, есть и сопряженные с этим риски».

Обнародованный регулятором подход может не столько являться следствием ситуации в Банке Москвы, который после смены столичного мэра и последовавшей за этим смены владельцев и руководства самого банка пришлось санировать на рекордную сумму почти в 300 млрд рублей, сколько внедряться в преддверии возможной смены глав регионов по результатам предстоящих президентских выборов, считает директор департамента банковского аудита ФБК Алексей Терехов. «Учитывая политическую ситуацию, смысл в дополнительном контроле за такими банками есть, хотя такой надзор ЦБ и так должен осуществлять в рамках контроля за кредитованием связанных с собственниками банков сторон, и в этом смысле Банк Москвы ничем не отличается от кредитных организаций, неподконтрольных субъектам Федерации, но активно поддерживающих проекты своих собственников», — говорит он. «В целом ход разумный, — считает заместитель гендиректора Агентства по страхованию вкладов Андрей Мельников. — Риск смены губернаторов все-таки специфический по сравнению с риском смены обычного собственника, который, продавая банк добровольно, обычно склонен договариваться с покупателем по-хорошему». «Все эти вещи регулятор должен отслеживать на постоянной основе, и усиление такого надзора в преддверии определенных политических моментов оправданно лишь как признание, что на постоянной основе ЦБ по разным причинам этого делать не может», — считает Матовников. «Оценка политических рисков в тех банках, где они присутствуют, правильна, но должна иметь место в рамках жесткой общей системы контроля за рисками во всех банках», — считает первый заместитель гендиректора АСВ Валерий Мирошников.

Представители самих субъектов Федерации, имеющих в банках значительную долю влияния, считают ужесточение надзора за подконтрольными им банками неоправданным. «Абсолютная ерунда! — заявил «Коммерсанту» вице-губернатор Ленинградской области, председатель Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом Александр Дрозденко (у самой Ленобласти блок-пакет Рускобанка, еще на 50%, полученные от Восточно-Европейской финансовой корпорации (ВЕФК), область пытается найти инвестора). — Субъект Федерации или муниципалитет, как и любой акционер, заинтересованы в максимально эффективном развитии банка. А в нашем случае, учитывая всю эту историю с ВЕФК (многие входящие туда банки обанкротились или были санированы в кризис, Рускобанк стал одним из немногих исключений. — Прим. «Коммерсанта»), если бы не участие Ленобласти в капитале банка, все могло бы закончиться плачевно». Участие субъектов Федерации в капитале банков лишь укрепляет доверие клиентов к ним, резюмировал он, назвав то, что случилось в Банке Москвы, «чистой политикой».

В ЦБ признают, что для эффективного контроля за ситуацией в банках помимо указанной меры необходимы дополнительные инструменты: законодательное закрепление за ЦБ прав на установление требований к системе управления в банках и на профессиональное суждение регулятора, а также законодательное повышение ответственности руководства и собственников банков. «В конечном счете решения обойти установленную норму принимаются собственниками и менеджментом банка. Эти решения принимаются осознанно и всегда преследуют личную выгоду. За такие решения надо отвечать, и ответственность должна быть серьезной», — резюмировал Симановский.