С 15 января 2012 года через турникеты московского метро можно будет проходить по картам Сбербанка. Об этом «Известиям» сообщили в крупнейшем банке страны. Изначально проект будет протестирован на «зарплатниках», которых у «Сбера» более 3 млн, а затем распространен и на остальных клиентов.

«В Москве Сбербанком выпущено уже более 8,7 миллиона карт, так что потенциал очень большой», — заявили изданию в пресс-службе кредитной организации.

С Московским метрополитеном сегодня работает 21 банк. Среди них «Авангард», Альфа-Банк, Газпромбанк, Московский Индустриальный Банк, Московский Кредитный Банк, «Открытие», Росбанк и Ситибанк. Пионером на этом поприще является Банк Москвы, который работает в метро с 2006 года и на сегодня выпустил более 93 тыс. карт с транспортным приложением.

Как сообщил официальный представитель метрополитена Павел Сухарников, по банковским картам ежедневно проходят через турникеты десятки тысяч людей. Пока это очень мало, если учесть, что среднесуточный пассажиропоток в столичной подземке обычно достигает 7 млн человек, а в декабре — 8,5 млн.

«Но мы делаем большую ставку на сотрудничество с банками и рассчитываем с их помощью разгрузить кассы метро», — заявил Сухарников.

С появлением в метро крупнейшего банка страны с его многомиллионной клиентурой число владельцев транспортного пластика может заметно вырасти. Начальник управления по развитию карточных кредитных продуктов Альфа-Банка Антон Сергунов полагает, что желание Сбербанка поглотить нишу транспортных приложений очевидно и его карты будут очень заметны в московском метро.

Но банки надеются, что их «пассажиры» им не изменят.

«Мы в первую очередь рассматриваем этот проект как направленный на лояльность клиентов», — подчеркивает Сергунов. Судя его словам, транспортный проект «Альфы» (распространен пока на несколько тысяч клиентов) рассчитан в основном на «зарплатников», которым бессмысленно переходить на метрокарты других банков.

Не боятся потерь и в банке «Авангард». «Нет никаких опасений, что Сбербанк уведет пассажиров у конкурентов. Ведь транспортное приложение — услуга дополнительная, которая рассчитана на повышение лояльности существующих клиентов, пользующихся другими продуктами», — считает заместитель предправления «Авангарда» Валерий Торхов. Карты «Метро» этого банка сейчас есть более чем у 22 тыс. пассажиров, прирост составляет 1,5—2 тыс. клиентов в месяц. По мнению Торхова, появление карт с транспортным приложением от такого крупного игрока, как «Сбер», — плюс для всех банков, работающих с московским метро: проект в целом станет масштабнее.

Более того, крупнейшая кредитная организация России прорабатывает возможность распространения услуг по оплате проезда и на наземный транспорт. Пока такую возможность не предлагает ни один банк. Но о своей готовности выпустить единое транспортное приложение (ЕТП) ранее объявила «дочка» ВТБ (главного конкурента «Сбера») — Банк Москвы.

«Более 70% москвичей ежедневно пользуются и метро, и наземным транспортом. Поэтому Банк Москвы, будучи участником пилотного проекта по внедрению универсальной электронной карты в столице, апробировал технологию пополнения ЕТП — карты, с помощью которой можно ездить не только в метро, но и на других видах общественного транспорта, включая электричку, — сообщили в пресс-службе Банка Москвы. — Предполагается, что карту можно будет пополнить как в терминалах нашего банка, так и в кассах пассажирских перевозчиков».

Но столичное правительство, несмотря на планы финансовых гигантов, идет своим путем. Как уточнила пресс-секретарь департамента информационных технологий Москвы Елена Новикова, власти города, действительно, разрабатывают ЕТП, но независимо от каких бы то ни было кредитных организаций.

«Главным приоритетом для Москвы сейчас является создание приложения, которое бы универсализировало проезд на всех видах общественного транспорта (в метро, наземке и пригородных поездах), сделало бы более прозрачными перевозки льготников, не зависело от конкретных игроков и серьезно расширило возможные способы оплаты — от банкомата до электронных денег», — рассказала Новикова «Известиям».

По ее словам, в первую очередь это приложение будет записываться на УЭК, массовое внедрение которой в Москве должно начаться уже в следующем году.

«После того как ЕТП будет создано, мы не видим больших технических сложностей в том, чтобы тиражировать его и на других носителях», — добавила Новикова.