Доля Хоум Кредит Банка на рынке экспресс-кредитования в торговых сетях впервые с 2009 года опустилась ниже 25%, составив по итогам ноября 24,5%. Об этом в четверг пишет газета «Коммерсант» со ссылкой на исследование Frank Research Group. Всего, по данным экспертов на 1 декабря 2011 года, объем рынка кредитования в торговых сетях (pos-кредитования) составил 175 млрд рублей, и Хоум Кредит по-прежнему остается лидером рынка.

Портфель pos-кредитов Хоум Кредит Банка за месяц вырос на 600 млн рублей, до 42,8 млрд, но этот рост был менее заметным, чем у других игроков, в частности, у его ближайшего конкурента (2-е место) ОТП Банка, который за месяц увеличил портфель pos-кредитов на 2,6 млрд, до 36,5 млрд.

Снижение доли рынка Хоум Кредит Банка происходило в течение всего прошлого года, так, по данным Frank Research Group, на 1 января 2011 года она составляла 27,8%, таким образом, за 11 месяцев снижение составило 3,3 процентного пункта. Похожая ситуация наблюдалась и у Альфа-Банка, входящего в тройку лидеров, хотя у него снижение было менее заметным: с 16,8% на начало 2011 года до 15,4% к 1 декабря, а совокупный портфель pos-кредитов на эту дату, по данным Frank Research Group,— 26,9 млрд рублей. Из банков, входящих в тройку лидеров, единственным показавшим рост доли рынка стал ОТП Банк, за 11 месяцев прошлого года она увеличилась на три процентных пункта, до 20,9% (по данным на 1 ноября, портфель pos-кредитов — 36,5 млрд).

По мнению экспертов, такая ситуация может быть связана с особенностями модели бизнеса ОТП Банка. «В отличие от Хоум Кредит Банка и Альфа-Банка, которые в высокой степени сконцентрированы на работе с крупными федеральными сетями (такими как «М. Видео» или «Эльдорадо»), ОТП Банк в большей степени ориентируется на работу с региональными сетями и даже несетевыми игроками,— указывает управляющий партнер компании Frank Research Group Юрий Грибанов.— В федеральных сетях рынок pos-кредитования более зрелый, в нем высокая конкуренция, что ограничивает возможности роста. В региональных сетях конкуренция существенно ниже, что дает ОТП Банку, ориентирующемуся именно на работу с ними, более широкие возможности».

«Pos-сеть нашего банка хорошо диверсифицирована. Мы работаем как с федеральными сетями, так и с региональными, причем и крупными, и небольшими, и отдельными магазинами»,— подтверждает глава ОТП Банка Золтан Иллеш. Данные о том, какая доля приходится на региональные и федеральные сети в числе партнеров в области pos-кредитования, банки не раскрывают. По оценкам экспертов, на долю региональных партнеров у ОТП Банка приходится около 75%, в то время как у Хоум Кредит Банка и Альфа-Банка — менее 50%.

«Не думаю, что результаты ОТП Банка связаны с моделью бизнеса, ориентированной на сотрудничество с региональными сетями,— указывает старший вице-президент Альфа-Банка Андрей Сокольский. — Скорее, это объясняется демпингом по ценам и проведением не очень выгодных для банка, но позволяющих быстро нарастить объемы продаж акций, но и то, и другое снижает доходность бизнеса». В Хоум Кредит Банке снижение собственной доли рынка связывают с изменением потребительского поведения. «Потребители, которые в начале развития рынка пользуются услугами pos-кредитования, начинают осваиваться и переходить к более удобным и универсальным продуктам (кредиты наличными и кредитные карты),— указывает директор по прямым продажам и маркетингу банка Евгений Сидоров.— В результате развития наших каналов продаж и продуктовой линейки (банк выдает кредиты наличными в точках продаж) часть традиционных pos-клиентов переходит в кредиты наличными и кредитные карты».