Два крупнейших российских бюро кредитных историй — НБКИ и «Эквифакс Кредит Сервисиз», на долю которых приходится около 75% рынка, в декабре зафиксировали рекорд по числу обращений банков с запросами о кредитных историях. «К нам поступило 6 миллионов обращений банков в декабре, что стало максимальным результатом за месяц с начала нашего существования. За аналогичный период 2010 года было существенно меньше — 3,4 миллиона, среднемесячное число запросов — 3,3—3,8 миллиона», — уточняет гендиректор «Эквифакс Кредит Сервисиз» Олег Лагуткин. По словам гендиректора Национального бюро кредитных историй Александра Викулина, число отчетов о кредитных историях, предоставленных НБКИ банкам в последнем месяце прошлого года, составило 6,2 млн, что также стало абсолютным рекордом. В декабре число запросов традиционно возрастает, но уровня прошлого года оно еще не достигало, добавляет он.

Повышенное число запросов по кредитным историям со стороны банков БКИ стали фиксировать еще в ноябре прошлого года. Так, по данным НБКИ, за месяц их было около 5 млн, по данным «Эквифакс Кредит Сервисиз» — 4,6 млн. Рекордные результаты по числу обращений кредитных организаций в БКИ, зафиксированные в конце года, могут объясняться нестабильной ситуацией, наблюдавшейся в августе — октябре на финансовых рынках, указывают эксперты. «В этот период банки находились в подвешенном состоянии, опасаясь кредитовать, в ноябре — декабре стало понятно, что коллапса не произошло, банки стали наверстывать упущенное, активизируя кредитование, что привело к существенному росту числа запросов кредитных историй», — предполагает Лагуткин.

Согласны с его мнением и банкиры. «Декабрь — традиционно высокий сезон продаж, но в декабре 2011 года были свои особенности, сыграло роль то, что на фоне нестабильной финансовой ситуации осенью некоторые игроки испытывали проблемы с ликвидностью, что сдерживало кредитование, — отмечает директор дирекции по работе с проблемной задолженностью ОТП Банка Алексей Чернышев. — В ноябре ситуация начала стабилизироваться, и те, кому удалось решить эти проблемы, смогли существенно нарастить объемы кредитования, что привело к росту запросов в БКИ». «Хотя в августе — октябре мы продолжали кредитовать запланированными темпами, мы видели снижение активности со стороны ряда банков в этот период», — добавляет зампред правления банка «Ренессанс Кредит» Олег Скворцов. По его словам, с ноября, когда стало понятно, что ситуация не настолько критическая, как представлялось, эти банки активизировали свои усилия по наращиванию портфелей.

Еще одной причиной роста числа запросов помимо отложенного спроса могло стать и перераспределение предпочтений банкиров в пользу краткосрочных небольших по объему кредитов. «В ситуации, когда наблюдается дефицит ликвидности, в первую очередь банки уменьшают число больших долгосрочных кредитов, для которых нужны длинные деньги, отдавая предпочтение более краткосрочным, поскольку с краткосрочной ликвидностью ситуация более определенная, — указывает член правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко. — Очевидно, что это ведет к наращиванию портфеля за счет существенно большего числа кредитов и как следствие — росту числа запросов в БКИ».