Ассоциация региональных банков России (АРБР) подготовила программу мер, направленных на повышение эффективности защиты прав потребителей банковских услуг, сообщили в пресс-службе АРБР. Программа содержит 18 пунктов, относящихся к работе банковского сектора в целом и 13 пунктов, посвященных вопросам составления кредитной отчетности.

По оценке АРБР, в России число потребителей банковских услуг в России в 2,5 раза превышает число пользователей Интернета. Поэтому ассоциация, в частности, предлагает создать специальный правительственный орган по защите прав потребителей банковских услуг, который будет действовать в координации с другими ведомствами и профессиональными объединениями.

По мнению АРБР, создание таких органов является «текущей мировой тенденцией». Соответствующая комиссия была создана в Канаде 10 лет назад и за это время смогла показать свою эффективность. В США после кризиса 2009 года был принят закон Додда-Франка, который предусматривает создание Бюро по защите прав потребителей на рынке финансовых услуг. В Великобритании с 2012 года будет реализована реформа и образован специальный орган — Consumer Protection and Financial Market Authority. Европейский союз в течение ближайших двух лет планирует создать отдельный орган по защите прав потребителей финансовых слуг.

«Не менее важно для повышения эффективности защиты интересов потребителя банковских услуг обеспечить более плотное взаимодействие Минфина, Минэкономразвития и Роспотребнадзора», — говорится в сообщении.

Ассоциация также предлагает принять законы о потребительском кредитовании, поскольку «чрезмерное давление на банки в условиях постоянно меняющихся правил игры приводит к удорожанию кредита», говорится в сообщении АРБР.

Другим важным моментом программы, подготовленной АРБР, является изучение и внедрение лучшего международного опыта в области защиты прав потребителей финансовых услуг. Многие вопросы в этой сфере могут эффективно решаться не только государственными органами, но и на уровне профессиональных объединений и ассоциаций, в том числе путем введения отраслевых стандартов работы с клиентами. Ассоциация региональных банков России активно работает над созданием стандартов как в области потребительского кредитования (паспорт кредита), так и в сфере рассмотрения жалоб и внесудебного урегулирования споров.

«Все перечисленные меры необходимо реализовывать комплексно вместе с программами повышения финансовой грамотности населения, чтобы добиться максимальной эффективности в области защиты прав потребителей банковских услуг, — говорится в сообщении АРБР. — В рамках программ повышения финансовой грамотности одним из приоритетов должно стать формирование ответственного отношения граждан к собственной кредитной истории».