Расходы россиян на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса перед Новым годом, а именно — в декабре 2011 года выросли по сравнению с декабрем предыдущего года всего на 6,5% — это самый низкий показатель роста за последние три года, даже по сравнению с кризисным 2008-м, говорится в сообщении исследовательского холдинга «Ромир».

«С учетом инфляции показатель роста сводится к нулю, то есть в реальном выражении никакого роста потребительских расходов в декабре 2011 по сравнению с декабрем 2010 года не произошло», — отмечают эксперты.

Для сравнения: в декабре 2010 года расходы россиян выросли на 18% к аналогичному периоду предыдущего года, в декабре 2009-го — на 23%, в декабре 2008-го — на 25%. Декабрь традиционно считается «высоким сезоном» для производителей товаров массового спроса и торговых компаний.

По сравнению с ноябрем расходы россиян в декабре 2011 года выросли на 14%, что также меньше роста в предыдущие годы. Наиболее активно декабрьские расходы росли в крупных городах. Так, в Москве повседневные расходы в декабре выросли по сравнению с ноябрем на 16%, а по сравнению с декабрем предыдущего года — на 5%. В городах с населением более миллиона жителей — на 17% и 7% соответственно, а в городах с населением в несколько сотен тысяч жителей — на 6% и 9%.

При этом у семей с самыми низкими доходами повседневное потребление в декабре выросло по сравнению с ноябрем на 18%, а с декабрем прошлого года — на 13%. У семей со средними доходами рост составил 13% и 8% соответственно, а у наиболее обеспеченных семей расходы в декабре выросли к ноябрю на 13%, а к декабрю прошлого года — снизились на 1%.

Средний чек в декабре 2011-го вырос на 11% по сравнению с ноябрем. По сравнению с декабрем 2010-го он оказался выше только на 5%, а по сравнению с с тем же месяцем 2008-го рост среднего чека составил 37% при росте номинальных расходов на 47% за три года. В повседневной корзине (без учета крупных покупок и оплаты услуг) 74% составили продукты питания и 26% — непродовольственные товары повседневного спроса.