Уровень потребительского оптимизма в России остается одним из самых низких в странах БРИК, только около 20% опрошенных россиян ожидают улучшения финансового положения в ближайшие полгода, говорится в материалах второго ежегодного исследования потребительских настроений в развивающихся странах мира, проведенном исследовательским институтом Credit Suisse Research Institute.

Таким образом, оптимистично настроенных жителей России оказалось в три раза меньше, чем в Бразилии, с меньшей уверенностью в будущее смотрят только жители Египта и Турции.

При этом исследователи зафиксировали увеличение расходов в различных категориях, в частности дорогостоящих вещей, включая технологические продукты и предметы роскоши. «Этому есть два объяснения: во-первых, в России сохраняется значительное неравенство доходов, и население с высокими доходами по-прежнему активно совершает дорогостоящие покупки. Во-вторых, рынок дорогостоящих товаров, таких как часы или смартфоны, остается недоосвоенным, что предполагает возможность структурного роста», — поясняется в документе.

Также в исследовании отмечается низкий охват населения банковскими услугами. «Настораживает то, что уровень накоплений также снизился до 9% по сравнению с 14% в прошлогоднем исследовании. Денежные накопления — удел богатых», — резюмируют эксперты.

Исследование проводилось при помощи аналитической фирмы AC Nielsen в странах БРИК, а также в Турции, Саудовской Аравии, Египте и Индонезии, всего было проведено свыше 14 тыс. интервью в восьми странах с суммарным населением свыше 3,5 млрд человек.

Из общего числа респондентов 35% ожидают улучшения собственного благосостояния в ближайшие полгода, 9% — некоторого ухудшения. Первые места по уровню потребительского оптимизма заняли Бразилия, Индия и Китай.