Новая схема обхода ограничений ЦБ на привлечение вкладов граждан, лишь недавно изобретенная банками, уже успела распространиться на смежный рынок — микрофинансовых организаций. Чтобы привлечь много небольших займов граждан и не нарушить закон, прямо запрещающий это, компания оформляет это как продажу акций. Юридически схема небезупречна, а сопряженные с ней репутационные риски опасны для всего рынка. Об этом пишет «Коммерсант».

Закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» запрещает таким компаниям занимать у населения только суммы менее 1,5 млн рублей, чтобы не подвергать рискам потери сбережений социально малозащищенные слои населения. Впрочем, микрофинансовая организация «Городская сберкасса», как следует из ее рекламы, готова привлекать от населения гораздо более мелкие суммы. Информация на сайте компании свидетельствует о том же. Минимальный размер займов граждан — 5 тыс. рублей.

Тем не менее, как объяснили по телефону «горячей линии» «Городской сберкассы», закона компания не нарушает. Фактически она продает клиентам, вкладывающим меньше 1,5 млн рублей, свои акции. А для акционеров, участников и учредителей микрофинансовой компании закон делает исключение. От них можно принимать займы в любом объеме.

Аналогичная технология недавно впервые была опробована на банковском рынке. Операцию по раздаче акций своим вкладчикам в конце прошлого года запустил Мособлбанк. Правда, он таким образом соблюдал не закон, а требования регулятора в лице Банка России об ограничении абсолютного объема привлекаемых вкладов. Выдавая банкам такие предписания, ЦБ обычно ставит оговорку, что ограничение не затрагивает вклады от акционеров. После случая с Мособлбанком регулятор сообщил о намерении скорректировать в будущем тексты своих предписаний.

Регулятором рынка микрофинансовых организаций является Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), в ее реестре таких организаций — 1 083. Именно к ФСФР с просьбой о проверке ситуации и намерено обратиться Агентство по страхованию вкладов (АСВ), которое очень удивила реклама «Городской сберкассы», рассказал заместитель гендиректора АСВ Андрей Мельников. По его мнению, такой подход сопряжен не только с риском недобросовестной конкуренции с банками, но и с рисками клиентов микрофинансовых организаций.

Определенная логика в опасениях АСВ есть, считают эксперты. Платить за средства граждан «Сберкасса» готова больше, чем банки. По информации на сайте компании, ставки привлечения составляют 12—16% годовых в зависимости от срока привлечения средств. По данным сайта Banki.ru, максимальные ставки по розничным депозитам банков сейчас составляют 12,5% годовых. Разница в ставках вполне объяснима: займы, привлеченные микрофинансовыми организациями от населения, в отличие от вкладов граждан в банках не застрахованы государством. Впрочем, в компании уверяют, что намерены устранить эту особенность. «В данный момент ведутся переговоры с соответствующими компаниями о страховании нашей ответственности», — сообщили на «горячей линии».

Микрофинансовые организации не впервые применяют схемы, позволяющие им привлекать средства рядовых граждан. Недавно такую схему, но основанную на операциях с векселями, применила другая МФО — «Независимость бизнеса». При этом юридически схемы небезукоризненны, указывают эксперты. «Такая реклама займов не отражает реальной сущности сделки, поскольку в ней не содержится информации о необходимости предварительного приобретения акций компании. Я не припомню подобных случаев на рынке микрофинансовых организаций», — поясняет президент Российского микрофинансового центра Михаил Мамута. По его мнению, действия компании должны привлечь внимание регулятора.

Такая деятельность может подорвать репутацию микрофинансовых институтов в целом, опасаются участники этого рынка. «Рынок микрофинансирования только начинает развиваться, и так грубо нарушать условия нельзя, такие случаи надо пресекать как можно быстрее», — считает генеральный директор компании «Микрофинанс» Андрей Марулев. Заинтересовались деятельностью компании и в Федеральной антимонопольной службе. «Мы нередко рассматриваем дела по нарушению закона «О рекламе» в отношении микрофинансовых компаний, но именно такой ситуации я не помню, — признался заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров. — В любом случае здесь есть к чему присмотреться, не исключено, что компания сообщает о продукте не всю важную информацию».