По закону «О национальной платежной системе» российские банки будут обязаны сообщать клиенту о каждой операции с использованием его пластиковой карты, электронного кошелька или системы интернет-банкинга. Иначе клиент имеет право требовать возмещения суммы операции, совершенной без его ведома. Банкиры уже опасаются возможного всплеска мошенничества.

С 31 декабря 2012 года банкам придется изменить порядок работы с клиентами, пользующимися электронными средствами платежа. К таковым закон о НПС относит банковские карты, «электронные кошельки» и системы дистанционного банковского обслуживания. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на заявление первого зампреда ЦБ Владислава Конторовича.

Клиенты банков — физические лица — при этом оказываются в наиболее привилегированном положении. Даже при наличии уведомления клиент может в течение суток оспорить операцию, сославшись на утрату карты или использование ее третьими лицами. В этом случае банк все равно обязан сначала компенсировать сумму списания и только потом доказывать в суде, что клиент сам совершил эту операцию.

По словам советника первого зампреда ЦБ Андрея Лисицына, до конца года банкам предстоит определиться, как уведомлять клиентов: с помощью отправки SMS на мобильный телефон или по e-mail. Чиновник обеспокоен, что не все клиенты банков пользуются мобильными телефонами или электронной почтой.

Очевидно, что для минимизации рисков банкам придется более подробно прописывать порядок использования электронных средств платежа, страховать свою ответственность и, возможно, даже установить жесткие лимиты по операциям с картами. Некоторые банки уже начали проводить такую работу.

Кроме этого, банки думают, как компенсировать свои расходы на рассылку уведомлений клиентам: с 2013 года уведомления должны стать бесплатными. Наиболее простой вариант решения проблемы — зашить банковские расходы в тарифы, рост которых, тем не менее, будет сдерживаться конкуренцией на рынке.