В Китае учреждаются все новые биржи, пишет во вторник газета «Ведомости». Также, по сведениям издания, растет и количество используемых на них инструментов, в том числе экзотических.

Цены на «гималайскую виагру» — грибок, паразитирующий на гусеницах шелкопряда, — за последние два года удвоились и достигают 11,5 тыс. долларов за 0,45 кг (данные китайского брокера Industrial Securities). «На микроуровне появилась спекуляция», — констатирует президент информационного центра китайской Ассоциации традиционной китайской медицины Лун Синчао. По данным ассоциации, с 2010 года цены на традиционные медпрепараты, в частности на красный женьшень и звездчатку, резко растут, в том числе из-за спекулянтов. Но пузыря на этом рынке нет, полагает Лун Синчао. «Лопаться просто нечему», — отмечает он.

Еще один популярный объект для инвестиций — алкоголь. За последний год цена на водку маотай удвоилась и превышает 300 долларов за бутылку. «В прошлом водка была только потребительским товаром, — говорит председатель аукционного дома Beijing Googut Auction Лю Сяовэй, — теперь это также предмет коллекционирования и инвестиций». На декабрьском аукционе бизнесмен из провинции Цзянсу заплатил за 24 бутылки водки неизвестной выдержки 8,3 тыс., почти вчетверо больше начальной цены. «Если бы я придержал их какое-то время, точно бы смог заработать», — утверждает покупатель, не захотевший раскрывать свое имя.

К аукционам проявляют интерес и банки. Industrial & Commercial Bank of China учредил фонд для инвестиций в чаи сорта пуэр. Фонд рекламируется как инвестиции с низким риском. China Merchant Bank позволит некоторым клиентам торговать через его сайт бриллиантами. Googut помог трем банкам основать фонд для инвестиций в китайскую водку и другой алкоголь. По оценке Лю Сяовэя, годовой доход фондов составит порядка 20%.

Китайское правительство этой эйфории не разделяет. В ноябре оно пригрозило ужесточить надзор за биржами, предупредив о «серьезных спекуляциях и манипуляциях ценами», а также о том, что «были случаи, когда управляющие исчезали с деньгами клиентов».