Комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал принять в первом чтении правительственный законопроект о совершенствовании процедур банкротства кредитных и иных финансовых организаций и усилении ответственности за совершение неправомерных действий в преддверии банкротства.

Законопроект планируется рассмотреть на пленарном заседании Госдумы в пятницу, 10 февраля.

Документ, внесенный в Госдуму 18 октября 2011 года, предлагает придать статус постоянно действующего федеральному закону от 27 октября 2008 года «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года».

При этом в закон вносятся поправки, предусматривающие, что сделки, совершенные банком или иными лицами за счет банка в преддверии банкротства, могут быть признаны недействительными судом по заявлению инвестора, Агентства по страхованию вкладов (АСВ) или представителя временной администрации в порядке, аналогичном общим нормам законодательства о несостоятельности. При этом АСВ будет обязано выявлять факты совершения руководством банков или контролирующими лицами действий, из-за которых банк понес убытки.

Документ дополняет законодательство о банкротстве банков статьей, устанавливающей особенности функционирования временной администрации, назначенной после отзыва банковской лицензии у кредитной организации, обладающей лицензией на профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.

Устанавливаются гарантии возврата имущества клиентам уже на стадии введения временной администрации по управлению кредитной организацией. Одновременно устанавливается порядок возврата средств, находящихся в доверительном управлении у кредитной организации.

Кроме того, законодательство о банкротстве банков дополняется статьей, устанавливающей механизмы распределения конкурсным управляющим оставшегося имущества между учредителями (участниками), порядок и условия передачи имущества органам местного самоуправления, порядок списания имущества.

Предлагаются поправки, допускающие возможность оспаривания сделок, совершенных финансовой организацией — должником на сумму, превышающую 0,1% от стоимости ее активов.

Законопроект также вносит изменения в закон о банках и банковской деятельности, предполагающие хранение на электронных носителях информации о деятельности кредитных организаций, их имуществе и обязательствах.

Как отметил заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Юрий Исаев, у комитета есть ряд существенных замечаний к документу, которые планируется устранить ко второму чтению.

Так, по словам депутата, законопроект, с одной стороны, закрепляет «ничем не обусловленное» право третьих лиц влиять на деятельность кредитной организации, а с другой — формулирует практически невыполнимые требования для сторонних инвесторов по составлению плана финансового оздоровления банка. По его словам, предлагаемая законопроектом конструкция санации банка «будет предоставлять необоснованное преимущество в принятии инвестиционных решений тем лицам, которые будут готовить план финансового оздоровления, в ущерб интересам иных акционеров».

«Кроме того, для случаев, когда кредитная организация, испытывающая сложности, будет являться публичной компанией, предлагаемая норма должна быть соотнесена также с законодательством о противодействии использованию инсайдерской информации», — сказал Исаев.