Только 3% россиян высоко оценивают уровень своей финансовой грамотности, более 20% считают, что они хорошо разбираются в этой области, отметила в среду на пресс-конференции в РИА Новости доцент кафедры экономической социологии НИУ «ВШЭ» Ольга Кузина, представляя результаты всероссийского опроса населения, проведенного Высшей школой экономики.

«Люди сами себя оценивают очень низко. 22% — хорошо, и только 3% — отлично. Большинство считают, что у них либо недостаточные знания, либо удовлетворительные», — сказала Кузина.

В исследовании приняли участие 1,6 тыс. человек, статистическая погрешность не превышает 3,4%, отметила она. «Трудно говорить, что мы замерили уровень финансовой грамотности вообще, потому что, согласно мировым методикам, надо задавать не те 8 или 10 вопросов, а задавать намного больше вопросов по разным направлениям — сбережениям, кредитам и так далее», — считает доцент.

Треть участников исследования на вопрос, умеют ли они читать финансовые документы, ответили, что никогда не подписывали их, отметила Кузина. Из респондентов, которые подписывали подобные бумаги, около 50% делали это, не читая документов, остальные внимательно знакомились с данными, а если у них возникали вопросы — обращались к третьей стороне, сказала эксперт.

«Участникам исследования также был задан вопрос, могут ли они назвать признаки финансовой пирамиды. Много затруднившихся ответить, правильно отвечали в разное время от 22% до 30%. Остальные давали неправильные ответы», — сказала доцент.

Согласно проведенному исследованию, индекс финансовой грамотности россиян — 1,6. «Из шести вопросов в среднем по России правильно отвечают на 1,6 вопроса», — отметила она.

В то же время, по словам доцента, современные банки заинтересованы в грамотных заемщиках. «Неграмотный заемщик — хорошо только на этапе привлечения, когда он ничего не понимает и подписывается под предложенным. Но банку надо не просто набрать количество, ему надо сделать так, чтобы потом эти заемщики приносили доход и если они неграмотные, то это проблема», — считает Кузина.

Это мнение разделила и доцент кафедры экономической социологии НИУ ВШЭ Диляра Ибрагимова. «Известно, что чаще всего берут кредиты те, кто имеет опыт, поэтому это краткосрочная программа действий банка, если рассчитывать на неграмотных клиентов», — отметила она. Также Ибрагимова добавила, что у обеспеченных людей более высокий уровень доверия к банкам, так как они являются активными потребителями банковских услуг.