Расходы россиян на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в январе 2012 года снизились по сравнению с декабрем 2011-го лишь на 12%. Это самый небольшой перепад между январскими и декабрьскими расходами за пять лет таких наблюдений, указывается в исследовании холдинга «Ромир». Так, уровень расходов в январе-2011 оказался ниже декабря-2010 на 20%, а в январе-2010 ниже предыдущего декабря на 16%.

Потребительское поведение россиян в эти новогодние праздники не совсем вписывалось в стереотипы предыдущих лет, отмечают эксперты «Ромир». Обычно повседневные расходы потребителей экстремально возрастали уже на второй-третьей неделе декабря — к празднику россияне начинали готовиться заранее. В январе же, сразу после окончания рождественских каникул, следовало резкое падение расходов.

Однако в декабре 2011 года россияне отложили новогодние закупки на последний момент. Пик новогодних продаж пришелся только на четвертую неделю декабря, период непосредственно перед Новым годом, и рост потребительских расходов оказался весьма скромным (всего 7% по сравнению с декабрем 2010-го, обычно — 20—25%). В качестве компенсации за «замедленный» пик декабря январское снижение потребительских расходов по сравнению с декабрем оказалось гораздо более плавным, чем обычно. «Похоже, россияне в этом году растянули праздник за счет более осторожного и равномерного расходования своего бюджета», — комментируют эксперты.

В результате по сравнению с январем 2011 года январь 2012-го показал неплохой годовой рост — 16%. Номинальное увеличение потребительских расходов как минимум вдвое превысило инфляцию потребительского рынка, которая за последние 12 месяцев оценивается в 6—8% годовых.

«Означает ли это перелом пессимистических потребительских настроений, зафиксированных осенью 2011 года, к более оптимистичному тренду?» — задаются вопросом эксперты, напоминая, что «в середине января исследовательский холдинг «Ромир» зафиксировал перелом к лучшему в настроениях городских жителей. Почти 70% участников опроса заявили тогда, что ждут роста доходов своих семей в первом полугодии 2012 года». «С другой стороны, высокие показатели января могут объясняться эффектом «низкой базы» декабря, — рассуждают аналитики. — Вывод можно будет сделать на основе данных следующих месяцев».

Новая тенденция практически не затронула жителей Москвы, чьи расходы на товары повседневного спроса в январе вполне укладывались в стандартную схему: в январе-2012 они снизились по сравнению с декабрем-2011 более чем на 20%, а по сравнению с январем прошлого года выросли лишь на 6%, продолжая тренд низких темпов роста потребительского рынка.

В городах с населением более 1 млн жителей падение к декабрю составило 10%, а рост к январю 2011-го — 22%. В городах с населением в несколько сотен тысяч жителей «нестандартный январь» оказался еще более выраженным: минимальное падение к декабрю — всего 4%, а максимальный рост к январю прошлого года — 24%.

Средний чек в январе 2012 года уменьшился на 6% по сравнению с декабрем и вырос на 15% по сравнению с январем прошлого года.

Исследовательская скан-панель домохозяйств «Ромир», на которой базируется исследование, основана на данных потребления 10 тыс. потребителей, представляющих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тыс. человек. Участники панели сканируют штрихкоды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн-режиме поступают в базу данных скан-панели. На базе скан-панели домохозяйств рассчитывается индекс покупательской активности «Ромир», отражающий динамику потребления товаров повседневного спроса и цен, качественный и количественный состав домашнего потребления, изменения в предпочтениях мест покупок у жителей российских городов. Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам более чем 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением 500 тыс. жителей и более.