Проанализировав предложения «Стратегии-2020», Минфин обнаружил гораздо больший резерв оптимизации расходов консолидированного бюджета: к 2020 году их можно сократить не на 2% ВВП, а на 5,5—6,9%. Увеличить финансирование расходов, связанных с развитием человеческого капитала, Минфин предлагает на 1,7% ВВП, а не на 4%. Таким образом, вместо чистого прироста расходов на 2% ВВП у Минфина получается чистая экономия в 3,9—5,3%. Об этом пишут «Ведомости».

Основная экономия предлагается за счет обороны и пенсионной системы. За счет сокращения штатной численности военнослужащих на 10% и сотрудников правоохранительных органов на 20%, увеличения срока службы для получения права на пенсию по выслуге лет с 20 до 25 лет и других мер бюджет может сэкономить 0,8% ВВП. Еще 0,3% ВВП можно сэкономить, если распространить систему обязательного пенсионного страхования на военнослужащих и приравненных к ним лиц со ставкой тарифа 16% (сейчас им пенсия выплачивается из бюджета). Тогда пенсионная система сэкономит 2,26% ВВП к 2020 году — это самая масштабная статья оптимизации.

Расчеты Минфина показывают, что повышение пенсионного возраста мужчин и женщин до 63 лет начиная, как предлагает «Стратегия-2020», с 2015 года (на 6 месяцев за год) высвободит за пять лет 0,9% ВВП. Стратеги же полагают, что повышение возраста вместе с повышением стажа, необходимого для получения полной пенсии, экономят всего 0,61% ВВП. Но и по расчетам стратегов основную экономию дает повышение возраста, уверяет соруководитель группы по пенсионной реформе Ксения Юдаева. Правда, стратеги предлагают повысить порог облагаемой взносами зарплаты и снизить ставку тарифа с 30% до 22%.

По расчетам Минфина, снижение ставки до 22% увеличит расходы бюджета на 0,23% ВВП, но это если оставить дополнительный взнос в 10% с зарплат, превышающих облагаемый взносами порог, а с этим не согласны стратеги.

Есть и более мягкий вариант экономии — на 5,5% ВВП. Все меры те же, но способы решения и масштаб сокращения меньше. Например, в жестком варианте индексация пенсий раз в год в соответствии с уровнем инфляции экономит к 2020 году 1,5% ВВП, а в мягком — индексация на среднеарифметическое между уровнем инфляции и ростом зарплат экономит только 0,8% ВВП (сейчас пенсии индексируются по инфляции и по росту доходов Пенсионного фонда России).

Минздравсоцразвития с расчетами Минфина знакомо и имеет к ним много вопросов, говорит представитель министерства.

В «Стратегии-2020» главный резерв сокращения — тоже оборона (0,9% ВВП), пенсионная система (0,69—1,22%), а также статья «Национальная экономика», где можно изыскать 0,8% ВВП. Сокращение субсидий госкомпаниям до докризисного уровня высвободит 2,5% ВВП госрасходов, в том числе 1,5% ВВП из региональных бюджетов, пишут стратеги.

Минфин высвобождать региональный ресурс вообще не готов, а федеральные траты согласен уменьшить на 0,2% ВВП (всего по статье «Национальная экономика» — лишь на 0,3%).

Гораздо меньше и возможность для увеличения других трат, следует из расчетов Минфина: 1% ВВП — за счет федерального бюджета и 0,7% — за счет регионов. Например, необходимое повышение расходов на образование, от дошкольного до послевузовского, по расчетам стратегов, — 1,34% ВВП. По расчетам Минфина — только 0,15% ВВП и только на решение проблемы нехватки мест в детсадах.

Здравоохранение, финансирование которого «Стратегия-2020» считает нужным увеличить на 1% ВВП к 2020 году, в расчетах Минфина не фигурирует вовсе.