Член управляющего совета ЕЦБ и глава немецкого Бундесбанка Йенс Вайдманн выступает против использования ЕЦБ для выхода из долгового кризиса. В интервью «РБК daily» он исключил возможность участия ЕЦБ в реструктуризации долгов Греции, отметив, что это стало бы формой монетарного финансирования властей, на которое ЕЦБ просто не имеет права.

«Европейская система центральных банков (ЕСЦБ), объединяющая ЕЦБ и 17 национальных центробанков, во многом представляет собой единственный работоспособный институт, поэтому делается попытка загрузить центробанки проблемами, которые их, по сути, не касаются. Сначала необходимо справиться с кризисом государственных долгов. Ключ к этому находится в сфере налоговой и экономической политики, то есть в компетенции правительств, а центробанки должны всячески остерегаться стирания этой границы», — указал он.

По его словам, Греция — тот самый фактор, который постоянно провоцирует неопределенность, нестабильность. «Однако речь идет о чем-то большем, чем только о Греции или же о других отдельных странах. Речь идет о том, насколько гармоничны рамки валютного союза для того, чтобы обеспечить его долговременное существование в будущем. Основной вопрос формулируется так: как выжить валютному союзу в системе, в которой все сильнее проявляется тенденция к обобществлению ответственности? Как выглядит правильный баланс между индивидуальной ответственностью государств и европейской солидарностью?» — сказал Йенс Вайдманн.

Говоря о необходимости проявлять больше жесткости в усилиях по укреплению юридического каркаса валютного союза, он отметил: «Речь тут не идет о меньшем или большем проявлении жесткости. Речь идет о том, чтобы добиться наличия добротных бюджетов в отдельных странах и дать возможность денежной политике выполнять свою задачу — обеспечивать ценовую стабильность. Для этого существуют два пути: первый — выполнять заложенные еще в Маастрихтских соглашениях критерии. Впрочем, тут еще надо гарантировать соблюдение фискальных правил. Второй же путь ведет к существенному углублению политической интеграции, что обычно называют налоговым союзом. Однако недавние решения саммита ЕС вызывают сомнения, что политики одобрят движение в данном направлении. Я не вижу их готовности отказаться в значительной степени от суверенитета в вопросах финансовой политики».

«Полагаю, что политики должны яснее выражать свои мысли в том плане, что путь, по которому мы идем, ведет не к новому налоговому союзу, а является усилением налоговых правил в уже существующих рамках. В противном случае на базе разговоров о налоговом союзе могут громче зазвучать требования значительно увеличить обобществление рисков. Например, путем введения евробондов. Однако это противоречило бы цели добиться гармоничных рамок валютного союза, которые обеспечили бы его долговременное существование в будущем», — считает Йенс Вайдманн.