Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов предлагает увеличить срок договора граждан и НПФ по обязательному пенсионному страхованию до трех лет с одного года. Соответствующее предложение содержится в письме ассоциации, направленном в правительство РФ.

По мнению НАПФ, мера, предполагающая заключение договора ОПС минимум на три года, будет способствовать защите интересов застрахованных лиц и фондов.

Эксперты НАПФ полагают, что частые переходы граждан из фонда в фонд невыгодны не только для НПФ, но и для застрахованных лиц.

«Граждане, переводящие свои накопления чаще чем раз в три года, теряют до четверти годового дохода из-за трансакционных издержек», — приводит аргумент против частых переходов из фонда в фонд советник президента НАПФ Олег Колобаев.

«Недобросовестные агенты, пользуясь правом граждан подавать заявление о смене фонда сколько угодно раз, переписывают людей без их ведома из одного фонда в другой, многократно получая агентскую комиссию. При этом ПФР переводит гражданина только по его последнему в календарном году заявлению. Таким образом, только один фонд — последний в цепочке — получает клиента, а остальные терпят убытки», — объясняет президент НАПФ Константин Угрюмов.

Для граждан, решивших сменить фонд или перейти из Пенсионного фонда России в НПФ, ассоциация предлагает упрощенную систему перевода накопительной части пенсии.

«Достаточно будет подписать заявление и договор о присоединении к условиям страхования, которые будут указаны в правилах каждого фонда. Сейчас гражданину требуется изучить десятистраничный договор об ОПС, подписать его в трех экземплярах и дождаться, когда ПФР удовлетворит заявление на перевод», — приводятся предложения ассоциации в сообщении.

Сам процесс рассмотрения заявлений застрахованных лиц НАПФ предлагает сделать непрерывным, как это было уже опробовано в рамках программы государственного софинансирования при переходе «молчунов» в НПФ. В этом случае заявление от застрахованного лица будет рассмотрено в течение одного месяца после его подачи и реализовано в течение трех месяцев.

Такой порядок перевода средств накопительной части пенсии предполагает, по мнению НАПФ, упразднение трансфер-агентских соглашений ПФР с НПФ.

Делегирование фондам или агентам НПФ права самим заключать соглашения с клиентами позволит разгрузить отделения ПФР, ускорит подачу и реализацию заявлений граждан, считают в НАПФ.

В этом случае юридически возникнет прямая ответственность как фонда, так и его доверенного лица перед клиентом. Агент, наделенный официальным правом посредника, в случае мошенничества теряет не только работу, но и свободу, а правоохранительные органы получают возможность четкой квалификации преступного деяния. Для повышения ответственности агентов в законе «О негосударственных пенсионных фондах» должно появиться юридическое определение понятия «агент НПФ» и должны быть четко прописаны его функции, а также основания и виды ответственности.

НАПФ предлагает ввести в действие перечисленные предложения до 2013 года, когда в России появится универсальная электронная карта гражданина.

«С этого момента НАПФ предлагает подавать заявления о переходе в электронном виде в «личных кабинетах» на базе портала государственных услуг. Это сделает процедуру автоматизированной и существенно ускорит процесс подачи и рассмотрения заявлений», — говорится в сообщении ассоциации.

«Все эти меры сделают процедуру перехода граждан из одного фонда в другой фонд прозрачной и уменьшат риски мошеннических действий агентов. Наши предложения направлены на укрепление и развитие пенсионной системы и института негосударственного пенсионного обеспечения в частности, но самое главное — на защиту прав застрахованных лиц», — заключил Угрюмов.

Предполагается, что пакет предлагаемых нововведений будет рассмотрен в профильных министерствах РФ.