Сразу несколько крупных российских банков планируют в ближайшее время установить сеть банкоматов для незрячих людей. Об этом стало известно газете «Маркер», которая поясняет, что речь прежде всего идет об оснащении таких устройств разъемом для наушников, чтобы пользователь мог следовать голосовой инструкции при совершении операций. «Голосовые подсказки дублируют опции экранного меню», — говорит менеджер по развитию бизнеса компании — поставщика банкоматов Diebold Дмитрий Погодин. Также предусмотрена возможность нанесения на стандартную клавиатуру банкомата рельефной азбуки Брайля.

По словам Погодина, компания со временем готова предложить банкам интегрировать технологию биометрической идентификации, которая подразумевает считывание биометрических данных по отпечаткам пальцев, сетчатке глаза или рисунку вен. «Такой принцип идентификации пользователя гораздо более безопасный, однако технология пока что не используется в России», — отмечает Погодин.

В числе кредитных организаций, которые планируют запустить сеть банкоматов для незрячих людей, оказался Мастер-Банк. «Мы уделяем внимание категории клиентов с ограниченными возможностями, — отметили в пресс-службе банка. — Как только будет получено конкретное предложение от поставщика продукции, начнем развивать соответствующий сервис».

Между тем участники рынка, опрошенные «Маркером», считают бесперспективной идею введения банкоматов для людей с ограниченными возможностями. По их мнению, сама «социально ответственная» инициатива не несет ничего плохого, однако влечет дополнительные затраты для банков, притом немалые. В Diebold утверждают, что стоимость проекта варьируется в зависимости от аппаратной составляющей и функционала софтверной поддержки. Банкоматы Diebold и других крупных производителей изначально спроектированы в соответствии со всеми требованиями и стандартами ADA (закона США о защите прав граждан с ограниченными возможностями — Americans with Disabilities Act), поэтому стоимость дополнительной аппаратной поддержки «минимальна и может составить около 5% от стоимости оборудования».

В свою очередь, стоимость софтверной поддержки может варьироваться в зависимости от множества факторов, в том числе от ее качества, пожеланий банка и т. д. Отдельный проект по разработке дополнительной программной поддержки может стоить от нескольких тысяч до десятков тысяч долларов.

По оценкам участников рынка, стоимость специализированного банкомата может на 30—40% превышать затраты на классический аппарат. Это банкиры объясняют тем, что банкомат для людей с ограниченными возможностями приходится создавать буквально с нуля, с учетом специфики клиентов.

«Мы не планируем установку банкоматов для незрячих людей, потому что это довольно дорогостоящий проект», — отметила начальник управления трансакционных и сберегательных продуктов Абсолют Банка Мария Коханюк.

Также нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что людям с ограниченными возможностями в принципе достаточно тяжело добраться до банкомата: человек с плохим зрением или нарушениями опорно-двигательного аппарата не спустится в метро, не пройдет значительного расстояния, чтобы совершить финансовые операции. На таких людей легко напасть, когда те находятся у аппарата. Поэтому, отмечают собеседники «Маркера», сама идея введения банкоматов для незрячих, скорее, имиджевая. «Во всех отделениях сотрудники Абсолют Банка и так готовы оказать поддержку в банковском обслуживании людям с ограниченными возможностями», — резюмирует Коханюк.

Как отмечает координатор движения инвалидов «Наше право», инвалид I группы по зрению Елена Новикова, инициатива банков будет воспринята людьми с ограниченными возможностями с энтузиазмом. При этом она называет важным наличие не только голосовой инструкции, но и азбуки Брайля.