Минкомсвязи подготовило проект изменений к закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Проект предполагает отмену требования идентификации личности отправителей почтовых переводов в случае, если сумма перевода не превышает 15 тыс. рублей. Дело в том, что банкам в июне 2011 года уже было предоставлено такое право при переводах денежных средств без открытия банковских счетов, а федеральная почта по-прежнему требует предъявлять паспорт при отправке любых переводов. Это, как считает министерство, ставит организации федеральной почтовой связи в неравное положение по сравнению с другими участниками рынка — банками, пишет «Маркер».

Согласно действующей редакции закона о противодействии отмыванию доходов, банки и почта обязаны проводить достаточно большой объем работы при пересылке денежных переводов. Так, при приеме перевода обязательно требуется зафиксировать данные об отправителе. Для физических лиц это фамилия, имя, отчество; уникальный номер операции; идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) либо адрес места жительства или места пребывания. Если перевод осуществляет юридическое лицо, сведения о нем должны включать в себя наименование организации, уникальный номер операции, ИНН или код иностранной организации.

Более того, на всех этапах пересылки перевода нужно обеспечить хранение этих данных. При выдаче перевода нужно еще раз проконтролировать, что в документах есть все данные об отправителе, если же их нет ― не позднее одного дня сообщить о поступлении подозрительного перевода в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Эти требования вызывают необходимость ведения специальных баз данных, а также наличия средств выявления неполных данных в пересылаемых переводах, если они все же были приняты у отправителя. Хотя по требованиям закона, если отправитель не указал все необходимые данные о себе, ему следует отказать в приеме перевода.

В июне 2011 года были приняты поправки к закону, который освободил банки от необходимости выполнять все указанные требования при пересылке переводов на сумму не более 15 тыс. рублей. Тем самым объем работы, которую приходится выполнять сотрудникам банков, существенно уменьшился. Для «Почты России» же все эти требования остались в силе, независимо от суммы перевода.

Поэтому, по мнению Минкомсвязи, принятые поправки поставили федеральную почту в неравное положение по сравнению с банками, хотя перевод денежных средств банками без открытия банковских счетов является аналогом почтового перевода — услуги, предоставляемой организациями федеральной почтовой связи. В результате банки получили преимущества перед перед почтой: они ведут меньше документации, несут меньшие трудозатраты и, как следствие, могут снижать тарифы на услуги банковского перевода.

Исходя из этого предлагаемые изменения закона направлены на недопущение ограничения конкуренции и обеспечение равных возможностей доступа граждан к финансовым услугам банков и организаций федеральной почтовой связи.

В «Почте России» подтвердили «Маркеру», что на сегодня при приеме всех денежных переводов в почтовых отделениях требуется заполнение данных об отправителе и их проверка почтовым оператором. Эти данные заносятся в базу данных при приеме перевода. Проверка наличия данных об отправителе производится и при выдаче перевода. Тем самым время обслуживания клиентов увеличивается, как и трудозатраты персонала.

Точная доля отправляемых «Почтой России» переводов размером менее 15 тыс. рублей в их общем объеме неизвестна, но, по оценке экспертов, она составляет не менее 25% от их общего количества — около 10 млн единиц в год на сумму порядка 250 млрд рублей только внутри России. Поэтому сокращение дополнительных трудозатрат при осуществлении 2,5 млн операций с переводами может стать для почты существенным, учитывая хронический дефицит ее персонала. Есть и еще один аспект: необходимость заполнения сведений об отправителе на почте и отсутствие таковой в банке делает процедуру отправки перевода менее 15 тыс. рублей через банк более простой. Это, в свою очередь, может способствовать перетеканию отправителей с почты в банки и вызывать уменьшение доходов почты от пересылки переводов.