Концерн Media-Saturn, представленный на российском рынке сетями «Медиа Маркт» и «Сатурн», которые специализируются на торговле бытовой техникой и электроникой, по итогам тендера по выбору банков для предоставления кредитов на приобретение товаров в его магазинах сократил число партнеров с четырех до трех. Об этом газете «Коммерсант» рассказали несколько участников банковского рынка, уточнив, что победителями конкурса стали Альфа-Банк, Русфинанс Банк и «Сетелем» (Cetelem, розничный бизнес французской группы BNP Paribas в России), а неудачу потерпел «Русский Стандарт».

«Media-Saturn Russia на регулярной основе осуществляет обсуждение и пересмотр условий сотрудничества со своими контрагентами, включая банки-партнеры», — сообщили в пресс-службе концерна, отказавшись комментировать итоги тендера до официального объявления его результатов.

До проведения тендера Альфа-Банк и Русфинанс Банк работали в обеих сетях с 2009 года. «Русский Стандарт» был представлен только в магазинах «Медиа Маркт», Cetelem — только в сети «Сатурн». При этом, по словам источника в одном из банков — партнеров концерна, Media-Saturn Russia хотел сократить число банков: «Концерн выбирал между «Русским Стандартом» и Cetelem с точки зрения эффективности, именно поэтому они были представлены каждый только в одной сети». В Media-Saturn Russia не раскрывают, какой из банков продемонстрировал большую эффективность. «Доли продаваемых в кредит товаров распределяются приблизительно поровну между банками-партнерами как для сети «Медиа Маркт», так и в «Сатурне», — сообщили в пресс-службе концерна.

По мнению экспертов, немаловажным фактором при выборе партнера стало то, что акционеры Cetelem еще в прошлом году подписали соглашение о создании СП со Сбербанком, которое должно существенно усилить позиции Cetelem. Согласно данным Frank Research Group, по итогам прошлого года «Русский Cтандарт» занимал пятое место на рынке POS-кредитования (с долей рынка 15,5%), Cetelem — восьмое (7,9%). «Однако позиции «Русского Стандарта» постепенно ослабевают, банк начал терять доминирующее положение еще в 2007 году (по данным Frank Research Group, тогда его доля составляла 43,9%. — Прим. «Коммерсанта»), — указывает начальник отдела зарубежных инвестиций ИФК «Солид» Владимир Свинаренко. — Cetelem, напротив, последовательно наращивает долю (в 2007 году она составляла лишь 0,1%), подкрепляет его позицию и предстоящее создание совместного предприятия со Сбербанком».

По данным Frank Research Group, Сбербанк увеличил долю рынка в сегменте кредитных карт с 3,7% до 14,9% на конец 2011 года, заняв второе место. Поэтому от Cetelem после создания СП со Сбербанком можно ожидать убедительных результатов на рынке POS-кредитования, уверен Свинаренко. По словам директора департамента по развитию банковских продуктов ФГ «БКС» Александра Дерягина, с учетом заключенного со Сбербанком обязывающего соглашения о создании совместного банка на рынке POS-кредитования для Cetelem является стратегически важным расширение сети присутствия, поэтому он мог предложить более выгодные условия, чем «Русский Стандарт». В Cetelem «Коммерсанту» сообщили, что банк был выбран благодаря привлекательности предложенных условий, подкрепленных опытом эффективной работы с «Сатурном». В «Русском Стандарте» не стали комментировать итоги тендера.

Между тем создание совместного банка для работы на рынке POS-кредитования группой BNP Paribas и Сбербанком вступило в новую фазу. «Cetelem, который сейчас базируется на платформе инвестиционно-корпоративного банка группы «БНП Париба», переводится на освободившуюся лицензию «БНП Париба Восток» (его бизнес был свернут), — говорит источник газеты, близкий к «БНП Париба». — Сейчас переоформляются все договоры, переводятся сотрудники (около 6 тысяч). Процесс должен быть завершен в мае, после чего последует оформление сделки, и уже осенью начнется совместная работа со Сбербанком».