Налог на роскошь уже с 2013 года могут начать платить владельцы недвижимости площадью от 1 тыс. кв. м и автомобилей мощностью 200—250 лошадиных сил. Об этом «Известиям» рассказал замминистра экономического развития Станислав Воскресенский. Сейчас ведомство готовит и просчитывает соответствующие предложения.

«Я объясню, откуда взялись такая цифра — 1 тысяча квадратных метров, — сказал Воскресенский. — Для нас главное, чтобы под этот налог не попал средний класс. Понятно, что тот, у кого недвижимость такой большой площади, под определение среднего класса точно не подпадает. Разумеется, собственников такой недвижимости, а значит, и плательщиков будет немного, большую часть налога на роскошь может дать транспортный налог. Но все равно суммы будут невелики. Но главное — не дожидаться, пока будет введен налог на недвижимость: повышенный налог на имущество физических лиц может быть введен уже сейчас».

Для транспортного налога «точка отсечения», которая отделит роскошный автомобиль от обычного, пока не найдена. По словам Воскресенского, сейчас обсуждается несколько ориентиров. Он сообщил, что роскошным может быть признано транспортное средство мощностью как 200, так и 250 лошадиных сил. Стоимость автомобиля как критерий dolce vita решено не рассматривать, чтобы авто не продавали «в серую», получая большую часть оплаты «в конверте».

Как рассказал источник «Известий» в Минфине, ведомство также работает над параметрами нового налога. Но не спешит закреплять свои предложения.

«Транспортный налог приносит в год всего лишь около 1% всех поступлений, — говорит собеседник издания. — Половину объема платят владельцы автомобилей мощностью до 150 лошадиных сил. И даже если для остальных мы повысим налог в два раза, поступления в бюджет вырастут только на полпроцента. Стоит ли ради этого огород городить?»

Но основной довод Минфина против введения нового налога не низкие сборы, а множество вариантов, позволяющих минимизировать выплаты. Допустим, автомобиль может быть перерегистрирован на компанию в одном из российских регионов, где терпимо относятся к богатым. Например, сейчас в Чечне ставка транспортного налога для автомобиля мощностью свыше 250 лошадиных сил составляет всего лишь 15 рублей за 1 лошадиную силу, тогда как в Москве этот сбор в десять раз больше — 150 рублей.

Эксперты полагают, что выбор критериев роскоши неверен.

«С 2000 года концепция реформирования имущественных налогов предполагает формулу «более дорогое имущество должно облагаться большими налогами», — поясняет руководитель налогового комитета организации «ОПОРА России» Михаил Орлов. — Между тем стоимость 1 тысячи квадратных метров в Москве и Сибири абсолютно разная, поэтому нам кажется, что все-таки при расчете «роскоши» стоит исходить из стоимости, а не из площади или мощности двигателя».

О том, что налоги на предметы роскоши следует увеличить, заявил глава правительства Владимир Путин, выступая на съезде «Единой России» в конце ноября. На форуме Российского союза промышленников и предпринимателей он еще раз подтвердил свою точку зрения. По его мнению, сравнительно низкие сборы не должны смущать — налог на богатство должен носить не фискальный, а «морально-этический» характер.