Минфин РФ при подготовке проекта бюджета на 2013—2015 годы заложит в него новые бюджетные правила, которые бы ограничили маневренность бюджета, сообщил журналистам глава ведомства Антон Силуанов. Ранее министр сообщал, что переходный период к этим правилам продлится до 2016 года, при этом новые бюджетные правила могут предусматривать снижение цены на нефть, закладываемой в бюджет.

«Бюджетные правила разрабатываются, формат их будет определен в ходе ближайшей работы над проектом бюджета на 2013—2015 годы. Никто в правительстве не возражает против этих правил», — сказал Силуанов. Министр сообщил, что пока главным вопросом остается то, какая формула будет заложена в бюджетные правила — этот вопрос будет обсуждаться в ходе работы над бюджетом на следующую трехлетку. «Если мы создадим понятный порядок формирования объемов бюджетных обязательств, соответственно, вопрос о том, чтобы увеличивать их, должен быть решен», — сказал он.

Министр подчеркнул, что речь идет о подготовке бюджетных правил, которые бы не создавали желания увеличивать расходы, а четко определяли, какой объем бюджетных средств могла бы потратить Россия при той или иной экономической конъюнктуре, в первую очередь таким ограничением являются цены на нефть.

Ранее, описывая возможные механизмы бюджетных ограничений, Силуанов говорил, что если ориентироваться на среднюю цену на нефть за 10 лет, то бюджет нужно балансировать при цене 70 долларов за баррель. Однако это почти невозможно сейчас сделать с учетом взятых государством обязательств. На 2012 год в бюджет заложена цена на нефть на уровне 100 долларов за баррель при дефиците 1,5% ВВП, а сбалансирован он мог бы быть при цене 117 долларов за баррель.

Что касается бюджетного маневра, то, по словам Силуанова, Минфин считает возможным его осуществление только в пределах действующей налоговой системы (уровня налоговых изъятий) и действующих расходных параметров. «Плюс 2 — минус 2 (увеличение расходов бюджета на приоритетные направления на 2% ВВП за счет перераспределения уже запланированных средств. — Прим. ред.), плюс три — минус три, плюс один — минус один — все это будет зависеть от степени наших усилий по бюджетной консолидации», — пояснил он.

Силуанов добавил, что есть предложения, в том числе и от экспертной группы по обновлению «Стратегии-2020», которые предусматривают увеличение налогов и за счет этого рост расходов, а также повышенный дефицит, покрываемый за счет увеличения заимствований.

Министр напомнил, что сейчас многие страны G20 проводят бюджетную консолидацию, в том числе и за счет повышения налогов. Однако выразил сомнение, что России стоит идти этим путем. «В европейских странах повышение связано с тем, чтобы обеспечить снижение накопленных долгов… Увеличивать налоги — это снижать нашу конкурентоспособность как экономики. Увеличивать налоги, когда другие страны это делают, но делают из-за того, что нарастили раньше долги, нецелесообразно», — отметил он.

Министр добавил, что у РФ есть большое преимущество по проведению бюджетной консолидации за счет сокращения неэффективных расходов. «И вот если провести грамотно реформу в образовании, здравоохранении, сфере социального обеспечения, пенсионной реформе, все это даст гораздо больше эффекта, покажет решимость РФ в осуществлении реформ, что очень высоко ценится, в том числе и инвесторами, на рынке», — заключил он.