Cбербанк подал в Роспатент заявку на регистрацию своего фирменного зеленого цвета, стало известно «Маркеру».

«Товарный знак должен обладать различительной способностью. Действующее законодательство позволяет компании зарегистрировать товарный знак в любом цвете или цветовом сочетании, — комментирует Елена Поленова, патентный поверенный патентного бюро «Рост». — Несмотря на то что о возможности признания товарным знаком определенного цвета как такового в законе не говорится, не исключено, что Сбербанку будет предоставлена правовая охрана в отношении конкретного цвета. При этом если какая-то другая организация будет использовать этот же цвет в той же категории товаров или услуг, которую зарегистрирует Сбербанк, банк сможет предъявить ей претензию и потребовать прекратить использование принадлежащего ему товарного знака».

Тем не менее запретить кому-либо использовать запатентованный цвет Сбербанку будет затруднительно. У кредитной организации могут возникнуть и другие проблемы. «Конечно, Сбербанк использует свои товарные знаки — логотип, слоган и другое — в зеленом цвете определенного оттенка, но не факт, что экспертиза ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности» (ФИПС) признает чисто цветовое обозначение обладающим различительной способностью, — поясняет Поленова. — По законодательству некоторых стран товарным знаком может быть признано определенное сочетание цветов. Сложно сказать точно, посчитает ли возможным экспертиза ФИПС зарегистрировать какой-то конкретный цвет для определенных товаров или услуг на имя Сбербанка».

Если знак зарегистрируют, то банку будет довольно затруднительно распоряжаться полученным правом, поскольку наличие такого же цвета, например в ранее зарегистрированном комбинированном товарном знаке, состоящем и из слова, и из графического элемента, выполненного в разных цветах, вряд ли повлечет за собой нарушение права и приведет к возникновению большого числа споров, уверяют эксперты.

Процесс патентования определенного цвета для России в принципе не нов. Так, в 2011 году компания Grundfos запатентовала красный цвет своих циркуляционных насосов. Необходимость патентования была вызвана проведенным исследованием, согласно которому 96% специалистов по насосному оборудованию связывали красный цвет именно с циркуляционными насосами Grundfos.

Между тем патентование цвета для Сбербанка вполне актуально. Уже были прецеденты, когда сторонние организации негласно выдавали себя за «Сбер». Так, компания «Займы населению» использовала в своих вывесках не только фирменный цвет Сбербанка, но и его шрифт, а также частично логотип. В начале 2011 года совладелец компании-двойника Сергей Смолянский заявлял «Маркеру»: «Нельзя запатентовать зеленый цвет или зеленые таблички. Нельзя запретить менеджерам или операционисткам носить белый верх и черный низ».

Сбербанк уже не раз был вынужден бороться с компаниями, использующими элементы его бренда. В 2008 году в Омске кооператив «Новая сберегательная касса» (НСК) использовал элементы логотипа Сбербанка в рекламе вкладов — пайщикам было обещано 25% годовых в месяц. При этом представители НСК утверждали, что гарантом возврата средств выступает Сбербанк. Госбанку пришлось привлечь Федеральную антимонопольную службу и правоохранительные органы, чтобы прекратить рекламную кампанию НСК.

В 2010 году столичный предприниматель открыл ресторан под названием «Сбербар», причем рядом с одним из отделений Сбербанка. Перекликались со Сбербанком не только название заведения, но и его логотип, оформление вывески и меню и т. п. Юристы госбанка потребовали изменить вывеску и название, угрожая судом, и владелец вынужден был отступить. Тем более, как намекал он в интервью «Маркеру», представители «Сбера» грозились применить и административный ресурс, натравив на него разные проверяющие инстанции — от МЧС до ФМС.