Действующие механизмы госгарантий не обеспечивают заинтересованности компаний в привлечении кредитных средств из-за высокой стоимости обслуживания, полагает Счетная палата.

«Действующие механизмы государственной гарантийной поддержки не обеспечили заинтересованности у юридических лиц в использовании заемных средств под государственные гарантии РФ в связи с неспособностью минимизировать стоимость их обслуживания, в первую очередь, из-за неоправданно высоких процентных ставок, устанавливаемых кредитными организациями», — говорится в сообщении контрольного ведомства, опубликованном по итогам мониторинга предоставления госгарантий в 2011 году.

Аудиторы отмечают, что денежно-кредитная политика, при которой ставка рефинансирования ЦБ составляет 8,25% годовых, а средневзвешенная ставка по кредитам — 15—16% годовых, не способствовала улучшению инвестиционного климата в стране. «При такой процентной ставке по кредиту большинство инвестиционных проектов становятся экономически нецелесообразными», — говорится в сообщении ведомства.

По мнению Счетной палаты, существенным недостатком правил предоставления госгарантий является отсутствие в них требования к министерству финансов производить анализ финансового состояния получателей. Кроме того, правилами не предусмотрен реальный механизм государственного контроля за целевым использованием заемных средств, привлекаемых под госгарантию.

Коллегия Счетной палаты решила направить информационные письма в Минфин, Минэкономразвития, а также отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия в палаты Федерального собрания РФ.

В федеральном бюджете на 2011 год госгарантии по кредитам российских компаний предусматривались в общем объеме около 551,1 млрд рублей. Объем госдолга РФ по государственным гарантиям имеет устойчивую тенденцию к росту: если в 2009-м на долю госгарантий приходилось около 8,6% всех долговых обязательств РФ, то в 2011 году этот показатель увеличился до 17,5%.